Слово митрополита Исидора в Неделю 5-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, преподобного Паисия Святогорца
Крестовый храм в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, г. Смоленск, 12 июля 2020 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!
Дорогие отцы, монашествующие, братья и сестры!
Сегодня, в пятый Воскресный день после Святой Пятидесятницы нашему вниманию Святая Церковь предлагает Евангельскую историю об исцелении двух гадаринских бесноватых (Мф. 8:28-34, 9:1) . “Увидя Иисуса издалека, бесноватые закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас”. Явна для всех нас близость духовного мира к миру вещественному: бесы обнаруживают себя в человеческой природе, и не требуется каких-либо дополнительных доказательств существования злых духов, а значит и мира ангельского, бытия личности Бога. А что, если духовный мир проявляет себя не так очевидно в человеке, если злые помыслы, а за ними и злые поступки, внушаемые, или даже управляемые диаволом, прикрыты “особенностью” характера и иными привычными для современной жизни проявлениями? Разве внезапная и неконтролируемая вспыльчивость, безудержная нецензурная брань, ярость, переходящая в жестокое обращение, насилие и убийство, с одной стороны, и абсолютная холодность, полная безучастность и безразличие, граничащие с презрением к окружающим, – с другой, не являются проявлением психического расстройства, неадекватности, умопомрачения, и самой духовной болезнью? Конечно, являются.
Однако мы стали привычны к девиантным проявлениям в обществе. Иногда нам кажется, что так и должно быть. Примером тому может служить состояние жителей того гадаринского города, которые безразлично отнеслись к чуду исцеления Господом одержимых бесами людей. Злые духи просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну, то есть в беспредельное пространство, туда, где нет людей. Желая остаться еще некоторое время в стране той, населенной большей частью язычниками, бесы просили позволение войти хотя бы в свиней, стадо которых паслось недалеко от того места. Иисус позволил; бесы вошли в свиней, которые тотчас же бросились с крутизны в море и все потонули. Так вот жителей более волновали погибшие свиньи, которые были средством для пропитания. Жизнь людей, пусть всего лишь двух, их не волновала совсем. Они были безразличны к чужому горю. И более того, они попросили Иисуса удалиться от пределов их поселения. Для них комфортная жизнь без Бога была дороже.
Святитель Димитрий Ростовский в толковании на это Евангельское событие обрушивается всей силой своей любви к Богу и человеку: “Всякое греховное пристрастие в нас – это как бы свинья, валяющаяся в болоте нечистот. Кто любит один грех, пристрастившись к нему, тот имеет одну свинью. Кто пристрастился к другому грехолюбию, тот приобрел другую свинью. Кто побеждаем бесчисленными страстями, тот имеет бесчисленное множество свиней, а где соберется стадо свиней, там будет и легион бесов, ибо при всяком греховном пристрастии есть особый бес. Тот бесовский легион мучает душу грешника, хотя и не явно ныне, зато тайно. В совести самого грешника он обнажает одежды благодати Божией, поселяет его как бы в гробницах смрадных, в скверных плотских делах; побивает его камнем отчаяния; преследует его то по пустыням безделья с развращенными бездельниками, то по горам суетной гордой надменности. Он поощряет его нападать на других злобою, гневом и яростью. Он проявляет здесь временно на нем всю свою демонскую власть, волю и силу, пока не возьмет его с душой и телом на вечное мучение.
Христос же Господь, всегда желающий всем спасения, а не погибели, хочет прийти к такому человеку, чтобы изгнать из него бесовский легион, но он, боясь лишиться своих свиней, отстать от своих греховных пристрастий, сам отворачивается от Господа. Ленится ли он прийти в церковь – это он от Господа отворачивается, а если он и придет, то молитве не внимает. Если устами молится, а умом мечтает о суетном, то опять он отворачивается от Господа. Если он слышит церковное поучение, духовное увещание, но в сердце своем не записывает, то, значит, он отворачивается от Господа. Если придет к нему когда-либо добрый помысл, советующий ему доброе и побуждающий его к покаянию, а он стремится к обычному беззаконию, то, значит, он отворачивается от Господа. Если не словами, то самим делом он говорит Господу, чтобы Он ушел от него, сам же желает быть лучше со своими свиньями и бесами, нежели с Богом. Но возвратимся снова к гадарянам.
Безответны вы, неблагодарные гадаряне: за потопление ваших свиней вы прогнали от себя такого Благодетеля! Вы забыли оказанное вам столь великое благодеяние, забыли избавление от бесов, еще стоящее пред очами вашими. Вы злобствуете на Господа, как будто понесли нечто великое, претерпев только небольшую потерю, только лишение свиней. Но рассудите: к вам пришел Бог, а ведь Бог все устраивает на пользу. Если Он кого и опечалит на время в чем-либо малом, зато вскоре утешает большим. Взяв у Иова меньшее богатство, Он дал ему большее. Взял Он у Моисея обувь: “Сними, – сказал, – обувь с ног твоих” (Исх. 3, 5), – а дал ему власть над фараоном и над всем Египтом. Взял у Саула ослов, а дал царство. Взяв у нас малое, Бог отдает нам с лихвою сторицей, да в придачу еще и жизнь вечную”.
Чтобы предпочесть ценность евангельского богатства благополучию земному, чтобы возжелать только праведное, приобретаемое великим трудом и самоотвержением, вместо греховного, сладостного и так легко доступного, необходимо нечто большее, чем человеческие усилия, – нужен дар веры. Именно “дар”, поскольку Бог открывается тому, кто стремиться к этой встрече. “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”. В этих словах закон духовной жизни, ключ к вере в Бога. Вот как о силе веры в Бога говорил преподобный Паисий Святогорец, память которого мы сегодня отмечаем: “Ты веруешь и просишь, но если у тебя нет смирения или же есть предрасположенность к гордости, то Бог не дает просимого. Можно иметь веру не только с “горчичное зерно”, но и с килограмм горчицы, но если нет соответствующего вере смирения, то Бог не станет действовать, потому что это не пойдет человеку на пользу. Если есть гордость, то вера не действует.
Если человек идет по жизни с верой, без сомнения и просит помощи Божией, то с ним потихонечку начинают происходить [чудесные] события: сначала маленькие, потом побольше, и он становится более верующим. Переживая на себе божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не трогает их умом, а переживает в действительности. Его вера постоянно умножается, поскольку он движется в ином пространстве, в области божественных событий. Однако для того, чтобы опытно пережить тайны Божии, должно совлечься ветхого человека и некоторым образом вернуться в состояние до грехопадения. Надо иметь незлобие и простоту для того, чтобы твоя вера была незыблема. Надо, безусловно, веровать в то, что нет ничего такого, что не мог бы сделать Бог. И знаешь, как ты будешь тогда страдать, слыша, что кто-то не верует или сомневается в чем-то, имеющем отношение к помощи Божией? Все должно возводить нас к Богу”.
И пусть сегодняшнее апостольское чтение от святого апостола Павла к Римлянам для нас будет нормой нашей с вами веры: “Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению” (Рим.10: 9). Аминь.