Слово митрополита Исидора в праздник Преображения Господня
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в праздник Преображения Господня
Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь, г. Смоленск, 19 августа 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня, в день Преображения Господня мы слышим из Евангельского чтения от Матфея (Мф., 17: 1-9) слова апостола Петра “хорошо нам здесь быть”. И мы понимаем, почему Петр так говорит Господу, Который возвышается над ним, на Фаворской горе, в присутствии пророков Моисея и Илии. Мы знаем, что такое воздействие Святого Духа на сердце человеческое. И если мы открываем этой благодати свое сердце, через искренне покаяние, искренние сердечные слезы, через наши духовные усилия, через наше испрашивание прощение окружающих людей, даже тех, кто нас обидел, тогда мы способны ощутить эту благодать и подобно Петру произнести “Господи, хорошо нам здесь быть”.
Так бывает, когда мы готовимся ко Святому Причастию, испытываем свою совесть, приходим на исповедь, и перед Богом и перед священником как свидетелем Божьим искренне раскаиваемся в грехах. С желанием больше не повторять эти грехи, с желанием жить по Божьим законам. И приготовившись ко Святому причастию, приходим заранее в храм, благоговейно становимся на положенном месте и ждем, что Господь снизойдет Своей благодатью, омыет грехи сердца, ума и тела нашего и подаст дары Святого Духа.
Если с таким настроением мы приходим в храм, то Господь обязательно награждает нас Своей благодатью. И мы с благодарностью, с внутренним необъяснимым для нашего ума Божественным светом выходим их храма. Но имея продолжительный опыт христианской жизни, мы сталкиваемся с тем, что лампада Божией благодати начинает тлеть в нашем сердце, с трудом освещая его через тьму греховной жизни. И огонек этой лампады настолько слаб, что по нашем исходе из храма, а может быть, уже и в храме, он затухает от дуновения наших греховных мыслей. Всего лишь от дуновения, не от сильного ветра. И тогда мы вновь становимся сиротами, вновь идем без света по путям нашей жизни. И вновь нуждаемся в том, чтобы Божественный свет вселился в наше внутренне пространство.
Но мы слышали у евангелиста Матфея, что Господь преобразился, показав Свою Божественную славу, не где-то в удобном для учеников месте. Он взошел на гору Фавор. Если кто-то из вас был на Фаворе, он знает, что сейчас мы поднимаемся на эту гору, передвигаясь на автомобиле. А если бы мы шли туда пешком, это было бы так тяжко для нас. Но Господь сам предпринимает этот путь вместе с учениками. Он не возносится на гору с ангелами. Он, неся нашу человеческую природу, воспринятую Им навсегда неразрывно от Своего Божества, терпя вместе с учениками, входит на гору Преображения. Для того, чтобы убедить учеников, что не просто дается нам благодать Святого Духа. Она дается через многие труды, через многие испытания, через преодоление, прежде всего, самого себя. И через оставление всего того мирского, что мешает нам взойти на эту гору. Если у нас будет много сумок с собой, то мы будем неспособны взойти на крутую высокую гору. Поэтому, оставив груз мирской жизни, без той поклажи, что тянет нас вниз, в пропасть погибели, мы должны идти по узкому пути делания заповедей Христовых. Иного пути для нас с вами нет. Только через самоотвержение, о котором Святая Церковь вот уже более 2000 лет напоминает каждому, кто бы он ни был – архиерей, священник, мирянин или монах, – каждый может быть причастником этого Божьего света только через одно – через самоотвержение. Если самоотвержения нет, значит, не будет этого причастия, не будет этой благодати, не будет духовной радости. Тогда мы не сможем сказать “Господи, хорошо нам здесь”. Хорошо нам в жизни нашей, тернистой, многотрудной, сопряженной с болезнями, искушениями, несчастьями, но нам хорошо здесь быть.
А что говорить о вечности, которую Господь открывает нам в этом свете Преображения, убеждая в том, что нам не понадобится солнце, потому что нашим солнцем навсегда, до скончания века будет Он, Господь наш Иисус Христос. Этот свет будет не только светом для наших очей, но и для нашего сердца, нашей души, и даже, как говорят некоторые толкователи Священного Писания и сам Иоанн Богослов в своем Откровении, для нашей плоти. Плоть будущего, вечной жизни не потребует от нас отдыха и пищи. Этой пищей для естества человеческого будет нетварный Божественный свет, благодать Святого Духа. Дорогие мои, если мы стремимся быть причастниками этой Божией благодати, мы насыщаемся духовно, мы не жаждем никакого иного мнимого света. Нам не нужно ничего иного.
Неслучайно, с опытом получения этого света, на слова раба Божия Николая Мотовилова, который говорит: “Батюшка, как хорошо нам, беседующим здесь”, преподобный Серафим Саровский говорит: “Разве ты не видишь, что этот Божественный свет осиявает не только мой лик, но и освещает тебя”.
Дорогие мои, будем же причастниками Божией благодати, что возможно только через наше многотрудное делание, через исправление нашей жизни, через очищение сердца. Только тем, у кого чистое сердце, явится Господь.
Пусть любовь к Богу неизменно соизмеряется с нашей любовью к ближнему, с тем, что мы на первое место ставим не свои личные интересы, а интересы Божьи и вечные интересы любого человека, который встречается на нашем пути. А вечный интерес всякого человека – это его спасение. Поэтому произносим ли мы слово в адрес какого-то человека, окидываем ли мы человека взглядом, совершаем ли мы какое-то деяние, – мы всегда должны, в первую очередь, подумать, а является ли это спасительным для того человека.
Пусть примером для нас будет образ преподобного Авраамия Смоленского, пастыря Церкви, основателя монашества на нашей Смоленской земле, святого, для которого стяжание благодати Святого Духа было главной целью жизни, который неустанно ежедневно говорил о Страшном суде, говорил о покаянии и преображении души. Неслучайно храм Преображения – основной храм Авраамиева монастыря. Пусть и для нас эти заветы дорогого нашему сердцу батюшки Авраамия, его духовного преемника Серафима Саровского и всех угодников Божиих, стяжавших благодать Святого Духа, станут желанным сокровищем нашей жизни, получив которое, мы не будем нуждаться ни в каком ином богатстве. Нас не будут привлекать ни власть, ни желание кому-то понравиться. Не мнимое благочестие, которое часто проявляем мы, а только внутреннее сердечное предстояние перед Богом является той главной нормой, которой мы должны руководствоваться, прося Бога подать нам величайший дар, спасительный для нашей души и для окружающих людей. Ведь если будем погибать мы, то, может быть, мы потянем кого-то в погибель с собой. Но если будем спасаться мы, то вокруг нас могут спастись тысячи.
Будем же стяжателями Божьей благодати. Будем искателями Божьей правды. Будем верными рабами Христовыми. Аминь