Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в День памяти святых мучениц Веры, Надежды и Любови
Слово Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
30 сентября 2020 года, Свято-Никольский храм
с. Деменщина Смоленского районаВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня День памяти великомученицы Софии и ее дочерей мучениц Веры, Надежды и Любви. Святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение от Марка, в котором Господь убеждает Своих учеников в том, что молитва, которая совершается человеком из глубины сердца, с покаянием и смирением, со всей той силой, которую Господь благодатью Святого Духа дал верующему человеку, бывает способна даже подвигать горы.
Действенность этого евангельского образа мы можем видеть в духовном опыте святых угодников Божиих, когда они, даже и случайно изрекая слово, буквально двигали горы. Господь обращает наше внимание на более существенные, глубокие смыслы, которые мы должны с вами постигать. Эти смыслы заключаются в том, что без веры невозможно совершать молитву, а без молитвы невозможно проявить нашу веру в Бога. Поэтому эти взаимосвязанные духовные составляющие должны присутствовать в нашей жизни.
Если нет в нашем сердце веры в Бога, значит, мы не способны молиться Ему. И тогда те слова, написанные в молитвослове, которые мы произносим, являются всего лишь механическим воспроизведением написанного. Наша молитва измеряется той силой любви, которую мы проявляем к Богу. И если в нашем сердце нет любви, то и молитвы самой по себе нет, даже если есть убежденность в присутствии Божием. Ведь и бесы знают о Боге, но не любят Его.
Наша с вами вера равносильна той степени и силе любви, которую мы имеем к Богу. А как измерить ту силу любви, которую мы проявляем по отношению к Богу? Легко и одновременно сложно: легко об этом говорить и одновременно сложно это осуществить. Ведь любовь – суть самопожертвования. Мы очень легко это знаем, проявляя наши чувства к окружающим людям. Насколько мы проявляем эти чувства к окружающим людям, настолько же искренне мы бываем в проявлении нашей веры. Мы говорим, что мы любим Бога, подразумевая, что любим Его так же, как любим ближнего нашего. Но сами бываем безразличны, а иногда даже враждебны по отношению к тем, которым говорим, что любим.
Мы можем окружающим людям говорить, что мы верующие, православные, а по сути нашей не являемся таковыми. Бога мы не можем обмануть. Мы можем обманывать только самих себя и окружающих людей. Поэтому важно, чтобы в нас с вами была искренность по отношению к окружающим людям, искренность по отношению к Богу, от Которого невозможно утаить ни одно сердечное помышление. Никакой тайны от Бога невозможно утаить в глубине нашего сознания. Он все знает, все ведает, на все реагирует. Но Он не торопится наказывать нас за те вольности, за те согрешения, которые как снежный ком скапливаются на нас. Порой, мы, ошибаясь, чувствуем удовлетворенность от той грязи, которая прилипает к нашей душе. И даже что-то о себе думаем, мним о себе, не понимая, что на самом деле мы испытываем милосердие Божие. Мы даже не способны оценить степень Его милосердия к нам из-за отсутствия нашей любви к ближним, из-за отсутствия даже попытки по-настоящему верить в Бога.
А если бы мы чаще задумывались об этом? Если бы мы честно сопоставляли то, как Бог относится к нам, и в свою очередь, как мы относимся к Богу? Тогда бы эта честность, искренность и откровенность привела бы нас к мысли о том, что мы, даже по человеческим законам, часто несправедливо обращаемся с Богом.
По нашим человеческим меркам Бог и не может быть к нам справедливым. Если бы Он мог быть справедлив, тогда бы мы немедленно должны были быть наказаны. Мы даже не были бы достойны того, чтобы жить. Потому что так много дел, мыслей, чувств мы совершаем прежде всего против самих себя. А ведь Бог заинтересован в том, чтобы мы жили, были “со-творцами” Его. Он заинтересован в том, чтобы мы были духовно и телесно здравы. Чтобы мы выполнили то задание, которое Он дал каждому из нас в жизни.
И сегодня, взирая на величайший подвиг маленьких девочек – Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, наша человеческая логика отказывается от правильного осмысления этого события. Представьте себе, как мать будет благословлять маленьких детей идти на добровольное мучение? Никогда никакая мать, рассуждая человеческой логикой не пожелает ребенку смерти. Но все бывает по-иному в духовной жизни. Ведь речь идет о вечном спасении. Речь идет о ценностях жизни во Христе. И если отказаться от Христа, значит, не будет самой жизни. Так рассуждала и мать, которая не только духовно любила своих детей, но естественным образом любила и по-человечески. По-человечески невозможно отправлять ребенка на смерть. Здесь должна быть сила веры, совершенная любовь. В этом величайшем подвиге, который Святая Церковь с древних времен в этот день вспоминает, проявилась та самая Божия любовь, которая вселяется в сердце человека и бывает способна преодолевать даже любовь человеческую, потому что она совершенна, потому что она нелогична, она – Божья. Она – превосходящая наше с вами человеческое естество и способная преодолевать любое препятствие. И даже передвигать горы.
А что может быть больше, чем та сила любви, которая святая великомученица София проявляла к своим дочерям? Может быть, эта сила любви больше той, которая была способна передвигать горы. Древние святые отцы единогласно нам говорят, что в этом образе передвижения гор на самом деле кроется та мощь, которая бывает в нас, если мы любим Бога, если мы искренне любим окружающих нас людей, прощаем им согрешения в нашей молитве.
Когда мы имеем такую любовь, мы бываем способны преодолевать всякие горы. И прежде всего ту гору, которой являемся мы сами, когда мы не можем преступить через себя, чтобы не совершать грехи.
Святая великомученица София и ее маленькие святые, но уже совершенные в любви дочери, находящиеся ныне у Престола Божия и прославляющие своим подвигом Христа Спасителя, нашего начальника и подвигоположника, изображение которого мы видим по центру наших храмов, в это попразднство Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, – и есть та совершенная любовь, к которой мы с вами должны стремиться.
И пусть святые молитвы этих маленьких девочек и их совершенной матери будут для нас примером и той защитой, которая будет охранять нас в нашей семейной жизни, помогать нам в преодолении нашей с вами греховности и будет той мощной опорой, благодаря которой окружающие нас люди, взирая на наш человеческий подвиг, будут приходить к вере, стараться любить окружающих людей, как стараемся любить мы, и будут подражать не только тем святым угодникам н и нам с вами, потому что и наша с вами задача, подобная им, быть совершенными людьми.
Аминь.