Слово митрополита Исидора в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
Смоленский Успенский Кафедральный собор
25 октября 2020 г.
Во имя Отца, Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры!
Мы слышали только у Евангелиста Луки, как восклицал народ, вышедший вместе с вдовой на погребение ее единственного сына: “Воистину восстал великий пророк между нами и Бог посетил народ свой” (Лк.7:11-16). Эти восклицания свидетельствуют о великом чуде, которое Господь наш Иисус Христос совершил, воскресив умершего юношу, без жизни которого вдова не представляла своего будущего. Свидетелями этого чуда стало множества народа: почти весь город вышел на погребение ее сына, что свидетельствует о том, как люди уважительно относились к этой женщине.
Народ дивился милосердию Божию, Который не оставил молитвы вдовы в минуты, когда как будто бы не было никаких надежд: тело ее сына уже вынесли за город, чтобы похоронить. Несчастной матери предстояли последние минуты перед расставанием со своим единственным сыном.
Господь, входящий в город со своими учениками, по Своему Божественному промышлению встретился с похоронной процессией, коснулся одра, на котором несли юношу. Процессия остановилась и Бог произнес те слова, которые может только Он произнести, ибо у кого иного на земле и на небе нет власти так сказать. Спаситель обратился к умершему: “Встань!”. Юноша сел на одр и стал говорить. Весь народ возрадовался тому, что Бог сделал. И хотя люди еще воспринимали Христа как великого пророка, но недалеко их ощущения были от присутствия Божия.
Дорогие мои! Мы, учась из евангельской истории, должны спросить себя: жаждем ли мы встречи с Богом? Очень хороший способ это понять – осознать, как мы совершаем нашу домашнюю молитву и наши соборные молитвы, пребывая в храме. Жаждем ли мы во время молитвы встречи с Богом? Какие мысли посещают нас в молитве? Какие внутренние духовные ощущения посещают нас? О чем мы думаем, когда молимся? Каждый из нас должен, совершая молитву, проводить эту тяжкую работу, спрашивая самих себя: молюсь ли я Богу? Что происходит со мной, когда я устами своими и мыслями своими произношу молитву Богу?
Все мы являемся, по слову апостола Павла, носителями “ветхого”, греховного человека. В нашей духовной жизни зачастую мы сталкиваемся с тем, что произносим молитвы не лично Богу, а беседуем с нашим ветхим человеком, жалея себя перед Богом: сколько мы претерпеваем в этой жизни, как нам нехорошо, как мы одиноки, сколько несправедливости происходит с нами в той или иной жизненной ситуации. Именно этим саможалением, а по сути беседой с самим собой, мы отвлекаемся от настоящей молитвы.
Но бывают мгновения, когда мы одумываемся и, вслушиваясь в сам текст молитвы, отвлекаемся от ветхого человека и обращаемся к Богу. И эти мгновения чрезвычайно ценны для Бога и для нас самих. Потому что как раз в эти секунды и происходит наша встреча с Богом. Эти мгновения и являются той беседой, которой Бог так ждет от нас. Поэтому молитвенное делание – это чрезвычайно тяжкий труд, требующий большого навыка и, поэтому, невозможно духовно неопытному человеку сразу же начать совершенно молиться Богу.
Совершенная молитва – это молитва сердечная: когда сердце наше очищено от находящихся в нем скорбей, похотей и искренне самоотверженно и самозабвенно обращается к Богу. До такой молитвы мы должны с вами дорасти. Мы должны пройти череду жизненных испытаний и иметь навыки “крестоношения”. И когда в совокупности это все пойдет, тогда и молитва наша из мгновения будет перерастать в секунды, из секунд в минуты, а, может быть, и в часы. А у кого-то молитва станет умным деланием, как это происходит у угодников Божиих.
Дорогие мои! Каждый из нас должен искать встречи с Богом: находится ли он в затворенной комнате один и совершает подвиг перед очами Божиими, или находится на соборной молитве, которая тоже чрезвычайно важна. Ведь мы единым сердцем и едиными устами возносим наши молитвы Богу и наша недостойная молитва в совокупности с иными людьми восходит к Богу.
Мы знаем, что Церковь Божия это место встречи человека с Богом в Таинствах, особенно, когда мы становимся сотелесниками Богу нашему в Таинстве Причащения. Но не только Церковь как место встречи с Богом– это великолепный собор или храмы. Это и домашняя церковь в виде нашей семьи и эта наша келейная молитва – все это наше место встречи с Богом.
Так не будем же лишать себя этого драгоценного дара, выше которого нет ничего – встречи с Богом. Тогда Господь, видя немощи наши, недостатки и скорби, обязательно придет к нам на помощь, подобно тому, как это произошло с наинской вдовой, которая и не надеялась ни на какие внешние обстоятельства, лишь в глубине души взывала к Богу.
Мы должны уповать на Бога в надежде до самого конца, что он обязательно нам поможет. Пусть эта встреча с Богом происходит каждый день, каждый час, в нашей соборной молитве, в нашем доброделании, ведь, встречая нуждающегося в нашей помощи человека, мы встречаемся с самим Христом. И пусть мгновения этой встречи увеличиваются в нашей жизни так, чтобы никакое обстоятельство, никакое горе не могло смутить нас, не могло отлучить нас от любви Божией, которая пребывает неизменно с нами, которая всегда соприкасается с нашим сердцем и которая всегда ждет от нас упования и надежды. Ведь Господь наш Иисус Христос, Воскресение Которого мы прославляем в этот воскресный день, никогда не оставляет нас, всегда пребывает с нами, утешает нас и дает надежду не только на жизнь земную, но и на жизнь вечную.
Аминь.