Слово митрополита Исидора в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
Смоленский Успенский Кафедральный собор
1 ноября 2020 г.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
“Имеющий уши слышать – да слышит” (Лк. 8:8). Так завершает притчу о сеятеле (Лк. 8:5-15 )Господь наш Иисус Христос, указывая на то, что именно от нас зависит – услышим ли мы Слово Божие и будет ли нами воспринято это Слово так, как его предлагает нам духовный сеятель – Господь.
Мы с вами обратили внимание в этой притче на то, что добрый сеятель вышел сеять свое семя. И иное упало при дороге, иное на каменистую почву, иное в терние, а иное упало на почву добрую. Святитель Иоанн Златоуст, один из трех Вселенских святителей и учителей, великий толкователь Священного Писания, обращает наше внимание, что не от сеятеля зависело, куда упадет семя: ведь это добрый сеятель. В притче обращается внимание на почву, на которую падает семя и почвой является наше сердце. Сеятель не виноват в том, что семя падает на каменистую и иную почву, не дающую плода. Именно от сердца нашего зависит, будет ли добрый плод и даст ли он множество иных плодов, либо он будет украден диаволом и иными жизненными обстоятельствами. Может быть, наше с вами свободомыслие, наша греховная жизнь это семя истребит, подобно тому, как оно истребляется на каменистой почве солнцем, дождем и иными ветрами и обстоятельствами. Может быть, страсти наши подобно тем терниям, тем травам, которые уничтожают добрый плод, истребят его. А может случиться и так, что семя, Слово Божие, упадет на добрую почву: в то сердце, которое глубоко воспримет его в свои недра, которое будет достаточно питательной почвой для этого семени, и в нем достаточно будет сил духовных, чтобы оно, питаясь этой благодатной почвой, произросло и дало множество плодов.
Обратим внимание, дорогие мои, что Господь в этой притче обращает внимание не на то семя, которое упало при дороге, или на камень, или на тернистую почву. Но делает акцент на то зерно, которое упало в добрую почву и дало многократный плод.
Если семя – слово Божие, все-таки нашло эту добрую благодатную духовную почву в простом искреннем сердце одного человека – одного из сотни, тысячи, из десяти тысяч людей, то этот духовный плод на столько может быть обильным, на столько многократным, что превосходит отсутствие результативности в иных случаях.
Это состояние является проявлением святости человека и эта святость, духовная мощь, которая проявляется в глубине этого сердца, воспринявшая во всей полноте Слово Божие с Божественной силой и благодатью, превосходит немощи и недостатки иных людей, которые не восприняли Слово Божие.
Бог не проигрывает битву в сердце человеческом. Бог всегда выигрывает, даже если диавол пытается представить свою внешнюю победу, указывая на множество людей, которые не восприняли Слово Божие. Но Господь в притче указывает на то изобилие, которое бывает в единичных случаях и превосходит всякую иную немощь человеческую, и всякий недостаток, который связан не с Божественной силой и действием, а с нашей греховностью.
Поэтому в духовной жизни мы не должны удивляться бесплодности множества. Мы должны поражаться и удивляться той силе Божией, которая совершается в немощи человеческой, которая совершается в единичных случаях, но бывает настолько мощной силой, которая побеждает всю иную греховность нашей жизни. В этом суть подвига святости – в той мощи и в той единичности одновременно, которая делает это действие поистине Божиим чудом, не сопоставимым с человеческой логикой и с явлениями, которые иногда диавол приписывает себе и своим последователям.
Господь говорит притчами для того, чтобы Его слова были понятны нам. Тем из нас, для которых открыта Тайна Царствия Божия, Он не говорит притчами, а говорит напрямую. Почему же Он говорит нам притчами, а своим сотаинникам– прямо? Как на это указывает святитель Иоанн Златоуст, прямое Слово Божие – подобно обоюдоострому мечу, который может поразить наше сердце. Мы можем быть способными не понять Его, будем настолько обезоружены, что не сможем вытерпеть всю глубину тех смыслов, которые Господь готов и способен нам сказать напрямую. Поэтому Бог, щадя немощное, неспособное к восприятию Божественной благодати сердце, говорит нам притчами. Чтобы они, касаясь хотя бы поверхности нашего греховного сердца, давали необходимые смыслы для нас и, указывая ориентиры, позволяли нам умягчать сердце Божественной благодатью, постепенно делая его способным к восприятию прямых Божественных слов.
Святой преподобный Антоний Великий однажды в юности, услышав Евангелие, зайдя в храм Божий, где Господь говорит: “Оставьте все и следуйте за мной” (Мф., 19:21),вышел из храма и удалился в пустыню, никогда не возвращаясь в мирскую жизнь. Прямое Слово Божие, которое звучало в притче для стоящих в храме людей, для будущего великого сподвижника явилось прямым указанием. Тем самым Господь напрямую пообщался с Антонием.
Мы с вами неспособны к тому, чтобы напрямую воспринимать Слова Божии в силу нашей греховности, нерешительности, нашего нежелания оставить все мирское и служить только Богу, желать только Его одного. Мы, немощные чада Его, воспринимаем все в том духовном объеме, в котором способны воспринять и остаться в нашей прежней мирской жизни, при этом не теряя покаяния. Услышим, дорогие мои, призыв Божий: “Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие его”Лк., 11:28).
Наша задача состоит в том, чтобы максимально удерживать в своем сердце Слово Божие и Его благодать. Чем больше и чем дольше мы будем удерживать благодать Божию в нашем сердце, тем сильнее она будет воздействовать на нашу духовную жизнь, тем больше духовных плодов принесет это Евангельское семя. Если Его Слово удерживается всего лишь одну минуту в нашем сердце, потому что мы снова отвлекаемся нашими чувствами от Бога, начинаем осуждать ближних и раздражаться на весь окружающий мир, то и в это мгновение Господь способен сподвигнуть сердце наше к покаянию. А если благодать эта удерживается и пять, и десять минут, и час, и целый день, то какой обильный плод эта благодать Божия способна произрастить в сердце нашем! Мы даже не можем себе этого представить!
Поэтому будем стремиться к тому, чтобы удержать в сердце любовь, мир, радость, долготерпение, веру, милосердие, кротость, воздержание, как об этом говорит святой апостол Павел в послании к Галатам (Гал. 5:22), перечисляя плоды Святого Духа. Будем стараться, чтобы все эти плоды Духа удержались в сердце, чтобы мы, подобно тому, как в ладошках пытаемся нести воду, удержали в сердце и благодать, чтобы она не расплескалась между пальцами. Чтобы мы смогли, опираясь на эту Божию благодать и на великие плоды, которые Великий Сеятель Господь Иисус Христос готов вместить в наше сердце, могли духовно радоваться, получать утешение. Чтобы мы наполнялись смыслом нашей жизни, взирая и употребляя эти духовные плоды подобно птицам, которые садятся на многоплодное дерево и бывают сыты, воспевая великим гласом и не желая ничего иного в жизни, но только быть на этом многоплодном древе. Это и есть райская жизнь, когда мы желаем воспринимать только эти плоды, никаких иных греховных плодов не желая вкушать, кроме плодов благодати Святого Духа.
Поэтому будем стремиться к Царствию Божию. Будем стремиться к тому, чтобы Слово Божие проникало как можно глубже в наше сердце. Чтобы Слово Его было удерживаемо не только Богом, но нашими с вами усилиями совместно с благодатью Божией. И чем больше мы удержим, тем больше духовных плодов мы увидим. Не своими силами, но Божиими силами Великого Сеятеля. Будем радоваться и прославлять воскресшего Христа Спасителя нашего. Будем желать Царствия Божия и будем достойными наследникам жизни вечной.
Аминь.