Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в канун нового года
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Спасо-Преображенском Авраамиевом монастыре в канун нового года
31 декабря 2020 г.
Во имя Отца и Сына Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы монашеской братией города Смоленска совершили Божественную литургию, наше общее братское моление в надежде, что уходящий год станет для нас благословением Божиим, а наступающий год не только для священнослужителей и монашествующих, но и для всех наших соотечественников, для всех православных христиан будет не временем испытания, а временем нашего преодоления этих испытаний. В этом суть нашего христианского делания. Когда мы сопоставляем такие понятия как “священнослужитель”, “монах”, “время”, “вечность”, то в этом сопоставлении небудет состыковок, если мы не будем все соотносить с вечностью Бога и с предназначением, предуготованным нам Богом в Его Небесном Царстве.
Стоит ли христианину размышлять на тему времени? Конечно. Стоит ли христианину думать о том, что такое вечность? Обязательно. Но в этих размышлениях важно каждому из нас понимать, что время скоротечно. И время, которое нам дано Богом провести в этом, по воле человеческой падшем мире, святые отцы называли училищем благочестия. То, как мы проводим наше с вами короткое время жизни и каким является время нашего пребывания в этом училище благочестия, зависит от каждого из нас. Может быть, кто-то из нас подобно какому-нибудь школьнику будет все время жизни резвиться, плохо учиться, баловаться, раздражать учителей и быть забиякой. Тогда время пребывания в такой школе, в таком училище будет почти бесполезным.
А если это время – период, когда человек все свое время и все усилия тратит на обогащение, на содержательную жизнь, когда он воспитывает себяне столько своими усилиями, сколько подчинением благодати Божией, которая сама соделывает из нас достойных Царствия Божия; когда человек добровольно, осознанно и деятельно подчиняется благодати, тогда бывает все ненапрасно.
Поэтому не только нам, священнослужителям, не только монашеской братии, пребывающей во святых обителях, но и вам, дорогие миряне, очень важно глубоко осмыслять то, для чего нам всем дано это краткое время нашей жизни. Конечно, мы можем проводить его в безудержном веселии. Предстоящая новогодняя ночь нам со всей явью откроет это человеческое веселье. Но является ли такого рода веселье глубоко содержательным? Или оно находится на поверхности нашей общественной, семейной и личной жизни, при всех тех добрых традициях, начинаниях и поводах, которые это веселье может нам дать?
Такое веселье не имеет Божественной глубины, потому что Божественную глубину создает Бог и не без нашего участия. Не воспримите мой сегодняшний призыв похожим на демагогию перед очень важным государственным и общественным, личным, семейным событием. Нет. Конечно же, не стоит уклоняться от поиска поводов быть вместе с близкими, чтобы проявить человеческую любовь друг к другу. Но при этом пусть каждый из нас наполняет каждую минуту жизни, в том числе и своего человеческого веселья, той нетленной радостью, которую дает нам Господь.
Если мы будем искать вечной, нетленной радости, то и Господь продлит нашу короткую радость в вечности и даст нам знать Его Божественную Волю, в том числе и в отношении нашей личной жизни.
Поэтому, дорогие мои, будем всегда проводить наше время в молитве и даже когда мы находимся в кругу семьи, за столом, все равно пусть молитва не прекращается. Потому что она есть подлинное проявление любви к друг другу. Она есть подлинное Божие благословение всем нам, каждому, кто стремится наполнить свою жизнь смыслом.
Пусть Господь, этот неиссякаемый Источник любви к нам, помогает каждому из нас – молящимся и даже незнающим Бога в этой жизни, но способных узнать Его. Пусть Господь благословляет всех нас миром, Своей Божественной любовью, здравием и, самое главное, спасением, в котором нуждается и Бог, и в котором больше, чем Он, нуждаемся мы сами.
Храни всех Господь в этот завершающийся календарный год. Знайте, что для христианина не может быть каких-то плохих поводов к тому, чтобы задумываться о вечности и о времени. Для христианина важно всегда думать о том, насколько соотносится моя грешная воля с волей Божией и как моя воля, направленная на волю Божию, может помочь окружающим людям. Будем ответственно относиться к нашей окружающей жизни и ответственно нести высокое звание, которое каждый из нас несет – быть христианином. Храни всех Господь!