Слово Митрополита Исидора в день памяти сщмч. Серафима (Остроумова)
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти сщмч. Серафима (Остроумова)
8 декабря 2020 г, Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы отмечаем день памяти священномученика Серафима, архиепископа Смоленского и Дорогобужского, одного из новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века.
Сегодня мы слышим Евангельское чтение от Луки (Лк. 21, 8-19), в котором говорится о тех страданиях, которые, может быть, придется испытать каждому, кто любит Христа. Слыша о той ненависти, которая может исходить даже от родителей и близких по отношению к нам, о тех мучениях, которые предстоят всякому любящему и страдающему за Христа человека, задаешь себе вопрос: “А может ли быть предел любви к Богу?”. Можем ли мы сказать, что вот до этого предела могу и должен любить Бога, а в иных обстоятельствах, при иных условиях эта любовь может подождать до времен лучших?
Сегодняшнее Евангельское чтение очень ясно нам указывает на то, что не может быть этого предела любви к Богу, не может быть тех обстоятельств и даже тех людей, которые могли бы стать препятствием к этой любви к Богу, и даже до смерти. И если так случается, что сродники наши или очень близкие, любимые нами люди, бывают препятствием к этой любви, то мы, не устраняя это препятствие, но обходя его по возможности, должны всеми силами своей души, всем своим человеческим естеством стремиться к Богу.
Так часто бывает, что в процессе воцерковления одного из членов семьи иные воспрепятствуют тому, чтобы человек начинал вести христианский образ жизни. Так бывало во всех наших семьях, кто пережил процесс постепенного воцерковления, когда к Богу приходил сначала один член семьи, а затем постепенно и другие. Все это происходило нелегко, даже через какие-то конфликты. А когда возникала необходимость идти в воскресный день в храм Божий, то родители могли недоумевать: “Почему мы должны в этот воскресный день идти в храм, если мы могли пойти к друзьям, заниматься своими домашними делами, а ты нас тянешь в Церковь. Наступит пенсия – вот и будем ходить в Церковь”. Многие и другие аргументы приводятся в таких и иных ситуациях.
Но бывает и так, когда перед нами стоит выбор: либо ты подпишешь донос на своего ближнего, либо погибнешь. – так было во времена священномученика Серафима (Остроумова). А если тебе предлагают большую сумму денег ради того, чтобы ты предал того или иного христианина, или вообще отказался от христианской жизни? Перед каждым стоит выбор: или легко можешь дать на это согласие, либо ты будешь нищим и несчастным человеком, но со Христом.
Уникальность выбора новомучеников, так же, как и древних мучеников Святой Церкви, состоит в том, что ничего и никто не был так желанен для них, как сам Христос, пребывание с Которым, жизнь с Которым, возможность прикасаться к благодати Которого было для их единственным желанием. Это мужество, эта решимость и способность отказаться от всего и от всех ради Христа является той иконой, на которую мы должны взирать, поверяя нашу жизнь и сопоставляя наши ценности, наше целеполагание с тем, что происходило с этими удивительными, так часто непохожими на нас людьми.
В наше время и мы с вами часто подвергаемся этому агрессивному воздействию современного нам антирелигиозного, антихристианского мира, который соблазнительно предлагает каждому из нас комфортную жизнь, право делать все, что мы хотим, без всякой нравственности, без всяких принципов. Нам сегодня предлагается, кроме этого комфорта, еще поучаствовать в богохульстве и в попирании имени Христова, дискриминации Церкви. Все это предлагается сделать очень легким способом: всего лишь нужно согласиться “лайкнуть” в социальных сетях, и больше ничего.
Сейчас нередко существует почти незаметная грань между нашей жизнью во Христе и между предательством Христа и Его Святой Церкви. Эта грань настолько неуловима, настолько тонка, что мы иногда бываем неспособны отследить ее. Поэтому Святой Апостол Павел в I веке, из глубины веков, предупреждает нас: “Блюдите убо, како опасно ходите” (Ефес. 5, 15–16). И перед нами стоит тот же, очень серьезный, иногда даже невыносимо непреодолимый выбор: либо жить со Христом, либо без Христа.
Поэтому сегодня молитвенно обращаюсь к священномученику Серафиму, ко всем нашим Катынским страстотерпцам разных национальностей. Мы должны с вами просить Бога о том, чтобы Сердцеведец Господь укрепил нас в мужестве, стойкости и непоколебимом стремлении быть в Его Святой Церкви. Чтобы Он открыл нам наше духовное зрение, способное различать духов злобы Поднебесной и быть исполненными решимости следовать за Христом, как следовали мученики Древней Церкви, новомученики Церкви Русской, священномученик Серафим и все новомученики Смоленские, память которых мы сегодня отмечаем. Аминь.