Слово митрополита Исидора в Неделю о мытаре и фарисее
Слово Его Высокопреосвященства митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю о мытаре и фарисее
г.Смоленск, Свято-Успенский кафедральный собор
21 февраля 2021 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Два человека стоят в храме. Один благодарит Бога за то, что он не такой грешный, как прочие люди и не как тот, второй человек, который стоял позади и, не видя в себе никаких добродетелей, взывал: “Боже, милостив буди мне грешному!”.
В этот Воскресный день, который предваряет начало Великого поста в составе подготовительных недель к этому Великому поприщу, мы вновь через Святое Евангелие от Луки воспринимаем от Церкви Святой притчу о мытаре и фарисее (Лк., 18.10-14).
Когда мы входим в храм, мы благодарим Бога, просим Его о том или ином, ожидая, что произойдет определенное чудо и каждый из нас получит просимое, во всяком случае, каждый ожидает, что, выйдя из храма, в его жизни станет лучше.
Глядя на двух людей из притчи о мытаре и фарисее, мы можем обратить свое внимание на то, оправданными ли мы выходим из храма или неоправданными. Обратите внимание, Господь в притче не осуждает фарисея, потому что Бог никогда никого не осуждает. Он как милосердный Отец лишь указывает, что само пребывание в храме и наша молитва к Богу делают нас либо оправданными, либо не оправданными перед Ним.
В нашей жизни, когда мы воспринимаем все окружающее нас как сферу услуг, мы часто стремимся к тому, чтобы и храм Божий для нас стал этим местом, где бы мы были благополучателями, а священнослужители и вся церковная обстановка давала бы нам религиозные услуги. Тем самым мы не понимаем, что священнослужители – не исполнители этих услуг. Они так же как и миряне молятся Богу о том, чтобы Господь принял их молитвы, чтобы их труды в храме были угодны Богу. Все мы, священнослужители, осуществляем свое служение в соответствии с церковным Уставом, церковным преданием и традициями. И не от собственного измышления, а от Слова Божия мы транслируем это мирянам, указывая на то, что необходимо для спасения человеку. В этом и состоит суть пастырского служения. Но никто, дорогие мои, не отменял для нас, мирян, то служение, которому Господь призывает нас, поскольку каждый человек будучи мирянином несет свой Крест перед Богом, свой семейный Крест, свой Крест трудовой, свой Крест любви к Отечеству. Поэтому каждый из нас имеет, что сказать Богу во время молитвы. И если эта молитва является благодарением за то, что “я лучше, чем окружающие люди”, то это не молитва. Сам Господь говорит, что такой человек выйдет неоправданным из храма. А та молитва настоящая, которая полна сокрушения в собственных грехах, которая обращена к Богу с просьбой помочь, подать Божественную руку мне немощному – угодна Богу и там Господь, там человек выйдет из храма оправданным.
Поэтому в эти подготовительные седмицы Великого поста, в эти святые Недели, которые готовят нас к этому великому поприщу, задумаемся на принципиально важные в нашей духовной жизни темы: как мы молимся, что является содержанием нашей молитвы, благодарим ли мы Бога за то, что Он дал нам и просим ли мы Его о том, что бы Он простил согрешения наши? Просим ли мы о том, чтобы Господь дал нам силы не осуждать окружающих нас людей, ведь мы сами, в первую очередь, достойны всякого осуждения?
Наша молитва должна быть наполнена просьбами к Богу открыть нам состояние нашего сердца, помочь взглянуть на себя со стороны, оценить со всей силой объективности свое поведение, не оправдывая даже самую малость себя, стеня, подобно мытарю, который по церковным формальным правилам был как будто бы менее достоин того, чтобы дерзновенно молиться Богу. Но “гордым Бог противится, а смиренным дает благодать” (1Пет.5.5). Поэтому не дай Бог, в нашей с вами молитве будут даже самые малые оттенки горделивости. Не дай Бог, чтобы кто-то из нас осуждал кого бы то ни было ни во время молитвы, ни в нашей частной жизни. Не дай Бог, чтобы кто-нибудь из нас кичился перед Богом, потому что только Господь, да и мы сами знаем, в какой степени мы грешим.
Пусть из наших сердечных уст исходит всегда эта простая молитва, которая не требует особых знаний и памяти, чтобы запомнить ее. Пусть никто из нас не ропщет на Бога: “Господи, в этой Церкви мне нужно так много изучать молитв и от меня здесь так много требуют…”. Дорогие мои, никто здесь от вас ничего не требует. Только каждый из нас должен слышать голос Божий, призывающий нас к смирению, послушанию Его Заповедям и самой простой молитве, повторяя которую мы подобно этому мытарю можем быть оправданы: “Боже, милостив буди мне грешному!”.
Аминь.