Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии во 2-ю Неделю Великого Поста

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии во 2-ю Неделю Великого Поста

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии во Вторую Неделю Великого поста

Свято-Успенский кафедральный собор, г.Смоленск

28 марта 2021 года

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Поистине, друзья, которые на носилках через дальнее расстояние принесли больного человека, разобрали крышу дома, где Господь разговаривал с людьми, ожидающими от Него исцелений, чтобы опустить эти носилки в центр дома, являются не только личными друзьями этого больного человека (Мк., 2:1-12). Они, в подлинном смысле – друзья Божии, потому что тот человек, который считает необходимым совершить благо для другого, является другом Божиим.

Господь, видя подвиг этих людей, их веру говорит расслабленному: “Чадо, прощаются тебе грехи твои” (Мк., 2:5). Церковнославянский язык, помимо древнегреческого языка, с максимальной точностью передает нам всю силу любви, всю ту отеческую заботу, которую Господь проявил к этому немощному человеку.

Можем ли мы представить, дорогие мои, что врач, зашедший в палату к больному, начнёт с ним беседу со слов: “Пациент, Вам отпускаются причины ваших болезней”. Нет, дорогие мои, такого даже от самого профессионального, самого человеколюбивого врача мы не сможем дождаться. Потому что нет власти ни у кого из нас к тому, чтобы произнести эти слова. Эта власть есть только у Бога. Поэтому те укоризны, которые в глубине сердца вынашивали фарисеи, и о которых мы слышали в Евангелии, не могли быть не обнаружены Богом.

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на эту укоризну, которую недобрые по отношению к Богочеловеку Иисусу Христу люди вынашивали в своем сердце, укоряя Его в том, что Он прощает грехи, а это возможно только Самому Богу, не понимая, что перед ними – Бог. Господь обнаруживает помышления их сердца. И святитель Иоанн Златоуст говорит, что эти недобрые люди также не поняли того чуда, помимо исцеления расслабленного человека, которое Он перед ними совершил, поскольку иное чудо – это обнаружение самых тайных мыслей сердца человеческого. Никто, дорогие мои, помимо Бога, не способен обнаруживать тайны сердца человеческого. Этой власть не имеет даже диавол, который не может проникнуть в глубины сердца человеческого и судит о нас, совершая свои действия и предсказания, по нашим внешним проявлениям и тем внешним обстоятельствам, которые сопровождают нашу жизнь. А глубины нашего сердца нашего имеет способность видеть только Сам Бог.

И Господь обнаруживает этот грех людей и, через это обнаружение, призывает их к покаянию. А расслабленному, которого Господь исцелил, Он повелевает взять в руки одр – то, от чего он до исцеления зависел продолжительное время. Теперь сам человек, после исцеления и прощения грехов обладает тем, что ранее обладало им. Это имеет глубокий символический смысл. Наша греховная жизнь подобна той постели, на которой мы, будучи больными, находимся, и от которой не можем оторваться, как от чего-то спасительного. Но Господь, прощающий человека, исцеляющий его и дающий человеку силу, преодолевает эти обстоятельства, и человек бывает способным встать от одра, и не только встать, а взять этот одр и пойти по повелению Божию домой.

Толкователи Священного писания обращают наше внимание и на то, что Господь Иисус Христос Своей властью прощает грехи. И эту власть Он дарует своим ученикам словами: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20:23). Эту власть Господь сохранил в основанной Им Церкви и передал через святых апостолов своим следующим ученикам, и по неразрывному правопреемству Он вручил ее пастырям Божиим.

Дорогие мои, мы, как и тот расслабленный человек, имеем счастливую возможность получить Божие благословение и отпущение грехов. И это отпущение не от священника, который произносит разрешительную молитву и благословляет десницей своей, совершая Таинство Исповеди, а от Самого Бога. Ибо священник произносит слова: “Властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю тебе грехи твои”. И эту возможность имеем мы, приходящие в храмы Божии.

В эти дни Великого поста, дорогие мои, постараемся это счастье приобщить к нашей личной жизни. Сделаем так, чтобы не только через великолепие колоколов и куполов храмов, их архитектуры, мы могли взирать на Церковь Божию, проезжая на личном или общественном транспорте. А входя в это пространство, в это духовное Небо, которое Господь учредил на нашей с вами земле, будем получать от Бога спасение. Будем, подобно тому расслабленному человеку, прибегать к Таинству Исповеди, к этому спасительному действию, которое нас благодатью и властью Божией освобождает, после нашего искреннего раскаяния и доброделания, от грехов наших. Сила этого установленного Богом Таинства способна воздвигнуть нас от немощи греховной нашей жизни, и мы, отвергнув грех жизни нашей, способны пойти и прославлять Бога.

Дорогие мои, сегодня, в день, когда мы отмечаем память святителя Григория Паламы, оставившего нам ясное учение о действии благодати Божией на человеческую природу, открывшего нам высокое назначение человека как хранителя Божьей благодати в своей человеческой природе, будем следовать этому Божьему высокому назначению быть хранителями Божьей благодати, быть храмами Божиими, чтобы и нам через воздействие на нас Божией благодати через Таинства Исповеди, Причащения, Елеосвящения и иных Таинств Божьих, достигать Царствия Небесного.

И пусть мы вновь и вновь, особенно в дни святой Четыредесятницы, будем прибегать к этим Таинствам, совершая молитвенное правило, которое нам оставили древние святые отцы. Пусть слова из 115-го псалма, который мы читаем в начале Последования ко Святому Причащению, будут для нас осмысленной молитвой к Богу. Святой псалмопевец Давид произносит эти слова: “Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его”.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии во 2-ю Неделю Великого Поста