Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Свято-Успенский кафедральный собор г.Смоленска

23 мая 2021 г.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры. Христос воскресе!

Евангелист Иоанн в этот воскресный день, называемый Неделей о расслабленном, повествует в пятой главе Евангелия (Ин. 5, 1-15) об истории исцеления человека, который 38 лет пребывал в тяжкой неизлечимой болезни, и только чудо Божие, которое происходило раз в год, могло исцелить его, как и всякого иного, находящегося у Овечьей купели в Иерусалиме. Ангел Господень возмущал воду, давая знак того, что особое Божие присутствие бывает на этой воде. Кто первым входил в этук упель – получал немедленное исцеление, все же остальные должны были ожидать следующего года.

Усматриваем ли мы в этом, дорогие мои, некую Божию несправедливость? Как же так, всего лишь один раз в год происходит чудо? Как же все остальные? Они недостойны Божьего милосердия? Достойны. Но наш человеческий разум неспособен постичь Божьего Промысла. Он неспособен постичь того, что Сам Господь является в Овечью купель и спрашивает человека: “Хочешь ли ты быть здоровым и ходить?” (Ин., 5.6). Тот, кто был всеми презираем и не имел никакой надежды получить исцеление в одно мгновение получает немедленное исцеление от Бога, произнесшего: “Встань и ходи” (Ин., 5.8). Расслабленный через эти Божии слова получил немедленное духовное и телесное исцеление.

Обратите внимание, Господь не частями исцеляет человека. Он дает исцеление всей человеческой природе. Господь, будучи милосердным Отцом, дает человеку новые возможности, новый шанс ко спасению. Обратим внимание также на то, почему этот человек был один и жаловался на невозможность проявления доброты окружающих людей, в том числе здоровых, мимо проходящих мимо Овчей купели. Удивляет ли нас это? Нас, людей взрослых, убедившихся в своей жизни в том, что когда с нами приключается та или иная беда, болезнь или неприятность, когда мы, подобно этому расслабленному, остаемся одни.

Так часто бывает, что чем густо населеннее город, тем в большей степени мы чувствуем себя одинокими. Если мы хотим достичь одиночества, нам не нужно убегать в леса: достаточно прийти в центр крупного города и мы будем одиноки, даже когда нам понадобится та или иная помощь. Этот человек, окруженный иными нездоровыми и здоровыми людьми, был одинок и пожаловался Господу на то, что нет человека, который бы смог его спустить в Овечью купель при схождении ангела на воду.

Так и мы, дорогие мои, в наших молитвах к Богу все время жалуемся на наше с вами одиночество. Подобно этому расслабленному мы бываем одиноки в жизни. Даже в кругу семьи часто мы не находим понимания, соучастия и помощи; муж, жена и дети не чувствуют общности интересов, общности в молитве, поскольку зачастую один из членов семьи верующий, а другой плохо относящийся к тому, что его ближний является верующим. Показатель того, что это происходит в нашей жизни и что все мы полны одиночества – наше сегодняшнее пребывание в храме малым составом.

“Почему это одиночество наступает? Почему его так много кругом?” – задаем мы себе вопросы. Потому что мы все в нашей жизни заражены грехом. Евангелист неслучайно перечисляет виды болезней, поразивших людей, находившихся у Овечьей купели. Это и слепые, и глухие, и хромые. Можно было бы одним словом описать всех, кто находился там: нездоровые и больные. Но евангелист намеренно указывает подробности, так как речь идет не столько о болезнях телесных, сколько о болезнях душевных. Именно душевные болезни, через которые в большей степени проявляется наш грех, и являлись причиной одиночества этого расслабленного человека. Это же является и причиной нашего одиночества. Грех, который царствует в этом мире, оставляет нас одинокими, даже если мы окружены многими людьми.

Что делать, чтобы это одиночество в нашей жизни перестало существовать? Нужно ли надеяться на других, таких же больных духовно людей, не стремящихся к Богу и не стремящихся проявить любовь к ближним и окружающим людям. Нет. Бессмысленно искать этой общности, этого соучастия среди людей. Это не значит, что никто не поможет, может кто-нибудь и поможет, но, может статься, что и не поможет.

Поэтому, когда мы бываем одиноки, мы обращаемся к Богу как к последней надежде, которая могла бы нас избавить от бед и от большей беды – одиночества. Когда мы обращаемся к Богу – мы чувствуем, что Он приближается к нам, и нам уже бывает не страшно одиночество. Именно в этом феномен монашества и затворничества. Ведь человек, пребывающий с Богом в сердце, не может пребывать в одиночестве, он везде чувствует присутствие Божие. Он чувствует присутствие Личности Бога рядом со своей человеческой личностью. Мы с вами, когда пребываем в молитве в нашей келье или когда мы бываем на общественном богослужении в храме, ощущаем присутствие Божие. Мы понимаем, что мы не одиноки, что Господь откликается на наши молитвы. Именно таковыми должны быть наши молитвы, каждая из которых, произнесенная нами, должна быть в убеждении того, что Бог нас слышит. Мы должны напрягать нашу веру каждый раз, когда произносим молитву. Мы должны напоминать нашему уму, чтобы он давал нам сигналы о том, что Бог присутствует здесь. Наша молитва не должна быть рассеянной. Она должна быть сосредоточена к Личности Бога и к осмыслению своего недостоинства перед Ним. Это тяжелая работа, но она имеет благодатные плоды, как всякая смиренная к Богу молитва. Поэтому если мы хотим избавиться от нашего одиночества, давайте обратимся к Богу, как обратился к Нему расслабленный человек, который получил от Бога исцеление. Но при этом каждый из нас пусть слышит вразумляющее нас Божие предупреждение, которое Он, Господь, сказал расслабленному: “Иди и не греши” (Ин., 5.14).

Когда мы от Бога получаем Его Божественную помощь, когда Он, как Личность открывается нам в вере, мы должны нести ответственность перед Его присутствием перед нами. Если мы Бога отгоняем от себя, от нашей греховной жизни, если мы вновь увлекаемся грехом, ввергая себя в одиночество, безбожие, мы должны осознавать, что Бог поругаем не бывает. Поэтому со всей ответственностью к той вере, как дару, который Господь дал нам, избавив нас от одиночества, будем взывать к Нему о том, чтобы Он исцелил наши духовные, душевные и телесные немощи, чтобы Он исцелил окружающих нас людей, часто пребывающих в духовной слепоте, духовной глухоте и не знающих, что такое истинная любовь к ближнему. Через наши с вами молитвы к Богу, через наше обращение к Нему за себя и за окружающих людей, будем достигать нашей общности. Ведь ничто иное кроме любви не объединяет нас. Все остальное, к сожалению, только нас разъединяет.

Будем взывать к источнику этой любви, к Богу, чтобы Господь, воскресший тридневно, даровавший нам жизнь вечную и пригласивший каждого из нас в Царство Божье, спас нас. Чтобы Он простил нам грехи наши, избавил нас от духовной слепоты и глухоты, чтобы Он дал нам время для покаяния и для Его прославления, время для нашего доброделания. Чтобы не только мы, но и окружающие нас люди вместе с нами могли бы постигнуть, что такое любовь Божия к человеческому роду, что такое Его милосердие и что означает для нас вечное спасение и Царствие Небесное. Пусть каждый из нас в эти пасхальные дни до самого мгновения смерти из глубины души произносит эти жизнеутверждающие слова: “Христос воскресе”!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном