Слово митрополита Исидора в праздник Вознесения Господня
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Вознесения Господня
Спасо-Вознесенский женский монастырь г. Смоленска
10 июня 2021 года
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Святые евангелисты повествуют нам в Евангелии от Марка, от Луки и в книге Деяний святых Апостолов о событии Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мы удивляемся слышанному нами из Божественного Откровения, почему ученики, видя своего Учителя, удаляющегося от них на Небо к Богу Отцу, “зело возрадовались и радуясь вернулись в Иерусалим” (см. Лк., 24.52; Деян., 1.12). Нам непонятно, каким же образом святые ученики, видя удаляющегося от них Господа, радуются. Разве можно радоваться расставанию?
Дорогие мои! То, что видно очам духовным, невидно очам телесным. Часто то, что мы видим телесными очами, не соответствует тому, что есть по сути. В данном случае, видимое телесное Вознесение Господа и Спасителя нашего не может означать Его удаление от нас. Более того, Он сказал: “Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас” (Мф., 28:20). Он говорил своим ученикам о том, что всегда будет с ними. Господь всегда говорит истину потому, что Он и есть Истина. Истина выше всякой правды человеческой.
Правда Божия состоит в том, что Господь, возносясь, стал невидим всего лишь телесным очам. Он восходит к Божественному Отцу потому, что так изначально было решено в совете Святой Троицы: соделать спасение человеческого рода через воплощение Сына Божия, чтобы Он, став подлинным человеком во всей совокупности кроме греха, понес в себе эту человеческую природу в единстве с Божественной. Нераздельным и неразлучным единством двух природ в Господе нашем Иисусе Христе Он показал подлинный путь нашего спасения, который состоит в том, что мы должны последовать за Победителем смерти, должны взойти вместе с Ним на небо. Именно этому радовались святые ученики.
Господь оставил своим ученикам верное учение ко спасению. Примером Своей земной жизни Господь засвидетельствовал верность того учения, которое изложил. Может ли быть что-то наиболее доказательным, чем то, когда произносится слово и подтверждается делом? Нет. Это – совершенство правды. Господь, исполняя послушание Небесному Отцу, возвращается туда, откуда пришел, поскольку Он исполнил это послушание. Он открыл человеческому роду, некогда созданному для всегдашнего прославления Бога, но падшему от греха в иной мир, путь ко спасению. Это спасение состоит в том, чтобы мы исполняли Божьи Заповеди, чтобы следовали примеру Божьему, чтобы тем подвигом, который каждый из нас призван совершить, возносили бы с помощью Божьей нашу человеческую, Богом сданную природу. В этом наше задача. Господь изначально сотворил человека по Своему образу и подобию и вручил ему возделывать сотворенную Богом землю. Тот творческий потенциал, который человек утратил от грехопадения, возвращен Человеком Совершенным – Христом. Господь через Свое Богочеловеческое совершенство вернул человеческий род в Богом созданное достоинство.
Мы с вами имеем возможность через благодать Святого Духа, которая посылается Божественным Отцом через Сына, преодолеть в своей личной жизни, в своей человеческой природе ту богооставленность, которую мы в нашей жизни приобретаем грехом и не можем преодолеть своими человеческими усилиями. Греху может противодействовать только Бог Своей Благодатью. Мы, являясь соработниками Христу и Богу нашему, имеем возможность с сокрушением, покаянием сердечным, исправлением нашего жития и сердечной искренней молитвой к Богу вернуть то, что Господь даровал нам. Он нам вручил то, что является свидетельством Его всегдашнего присутствия в мире – Таинство Причащения Тела и Крови Своей. Через Свое совершенное присутствие в Теле и Крови Своей в Таинстве Причащения Он подтверждает то, о чем Сам говорил святым ученикам, что пребывает вместе с каждым человеком, желающим получить спасение от Бога. От нас требуется лишь протянуть к Богу свои немощные руки. Нам остается лишь попросить Бога о спасении. Нам необходимо взять свой Крест и понести его за Богом, ведь нести наш человеческий Крест с Богом легко. Господь сказал нам: “ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Мф., 11.30).
Не нашими человеческими усилиями мы несем наш Крест, но благодатью Божьей и той величайшей любовью, которую Он проявляет к каждому из нас. Вот, чему радовались ученики. Они радовались тому, что Господь, восходящий к Своему Божественному Отцу и ниспосылающий Духа Святого в День Святой Пятидесятницы, создал Свою Церковь и Своих радующихся учеников послал проповедовать Евангелие всему миру. Через святых учеников Он преподал Духа Святого каждому верующему, и через утверждение Святой Церкви, которая есть совокупность верующих в Бога людей, создал все необходимые условия для нашего спасения.
Поэтому и нам, людям, слышащим Евангелие и Деяния апостольские, нужно не удивляться этой великой радости, которой были преисполнены святые ученики. Нам следует радоваться вместе с ними, потому что и мы призваны быть учениками Христовыми. И мы получили благодать Дара Духа Святого в Таинстве Крещения, и мы имеем возможность стать сотелесниками Христу и Богу, а значит, и мы имеем надежду на вечную жизнь. Почему же нам не радоваться?
Дорогие мои, будем совершать наш жизненный подвиг в тихой радости, в Господе, Воскресшем и Вознесшемся на Небеса. Будем эту радость распространять по всему миру. Пусть каждый, кто обращает внимание на Церковь и на нас, убеждается в том, что вера в Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – это вера радости, вера счастья, поскольку это вера спасения. Возрадуемся вместе с учениками Христовыми, воспоем Ему песнь и будем вновь и вновь повторять слова псалмопевца Давида, которые мы сегодня слышали перед чтением Святого Апостола: “Вознеси́ся на небеса́ Бо́же, и по все́й земли́ сла́ва твоя́” (см. Пс., 56.6).
Аминь.