Слово архипастыря в день памяти святых Царственных страстотерпцев
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на ночной Божественной литургии в день памяти святых Царственных страстотерпцев
Храм в честь преподобного Сергия Радонежского, мкрн. Соловьиная роща, г. Смоленск
17 июля 2021 года
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Господь заповедал верующему в Него человеку любить Бога и ближних. “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя” (Лк 10:27). А в 15 главе Евангелия от Иоанна, которое мы только что слышали, Господь назидает своих учеников перед Своими Крестными страданиями и произносит слова заповеди о любви к ближним: “Сия заповедую вам, да любите друг друга” (Ин. 15:17).
В заповеди любви к Богу и ближним вся история взаимоотношений между Богом и человеком. В этом вся человеческая история. Сам мир создан ради человека. Сам человек, как венец творения, является следствием Божественной любви. Поскольку именно любовь есть то качество, которым мир познает Его как Творца. И нет ничего в Боге совершеннее, чем Его Божественная любовь. Нет никакого иного предела, как только то, что называется любовью.
Можно ли понять, что такое Божественная любовь к человеческому роду? Легко. Для этого достаточно лишь обратиться к Нему, совершить попытку, осмыслить личную любовь. Те, кто пытается это сделать, становятся верующими людьми. Потому что Бог открывается человеку, желающему постичь Бога, и всякий человек, постигающий Бога, познает совершенство Его любви.
Нет предела в познании Его любви. И когда возникает вопрос: “Чем же человек способен и чем он наполнит свою вечную жизнь?”, святые отцы прямо отвечают: “в вечном познании совершенства Божьей любви к человеку”. Так что и вечности самой не хватит, чтобы нам с вами постигать Его любовь по отношению к нам.
А что же такое любовь человеческая? Как много о ней в истории человечества сказано, но мы обратим внимание на 13 главу первого послания к Коринфянам, которая является гимном, произнесенным апостолом Павлом. Слыша о том, что есть любовь, мы неизменно обращаем нашу мысль на то, что человеческая любовь бывает несовершенной, если в ней нет любви к Богу.
Поэтому, как бы мы ни называли человеческие отношения, считая, что мы определяем пределы совершенства этих отношений, но в любом случае если в этих взаимоотношениях между людьми нет Бога, то такая любовь бывает несовершенной. Потому что источником всякого совершенства является только Бог, а все, что находится в не его пределов несовершенно. И более того все, что находится за пределами Божественной любви и любви человеческой, является нелюбовью, а точнее противопоставлением любви, которое называется человеческим языком – ненавистью.
Поэтому, дорогие мои, трудно искать любовь там, где нет Бога. Ее почти невозможно найти, потому что там бывают лишь отсветы, крохи любви. Поэтому в нашей жизни очень легко осознавать любим ли мы Бога и человека, насколько совершенна бывает наша любовь к ближнему, если в ней нет любви к Богу.Сегодня, дорогие мои, память святых Царственных страстотерпцев. И мы вновь и вновь осмысляем личность этих людей, даем оценку им в нашем сердце и в нашем уме. Мы пытаемся применять науку, чтобы понять кто эти люди, святые Царственные страстотерпцы, память которых мы отмечаем сегодня. И чем больше мы изучаем их страдания, их жития, чем больше мы пытаемся понять, чем же была наполнена их жизнь на земле, то убеждаемся все больше и больше в том, что их житие и их страдания были наполнены и Божественной любовью, и любовью человечества.
Советская историческая наука стремилась дискредитировать имена этих святых страстотерпцев. Но это не является чем-то необычным, поскольку перед советской наукой была поставлена такая политическая задача. Но современная история, которая голословно дает суждения об этих людях, особенно о главе святых страстотерпцев императоре Николае II, и легко обвиняет его в пораженчестве, как в главном грехе, который не может поставить его на уровень святого угодника Божьего, во многом ошибается. Она ошибается в своей интеллектуальной некомпетентности, она, в большей степени, ошибается в своей духовной слепоте. Поскольку, когда мы говорим о подвиге служения императора Николая II, в те годы, когда он совершал свое служение, мы должны быть опытными исследователями. Мы должны оценить все обстоятельства, так же, как и должны оценивать все обстоятельства жизни любого человека, которого мы выносим в суждения. И тогда, когда мы осуждаем кого-то, мы уже проявляем нашу нелюбовь, а точнее ненависть, пусть даже в самой малой доле, незначительной. Но это уже нелюбовь.
А то, что касается подвига этих людей, которые исторически от нас далеки, мы можем лишь опираться на те мнения и суждения, которые доносятся до нашего слуха, то мы должны быть в большей степени внимательны, поскольку речь идет об угодниках, в отношении которых Святая Церковь имеет ясное суждение, которые своим подвигом, своими делами и последствиями своих дел несут ничто иное как любовь к Богу и любовь к ближним.
Поэтому, дорогие мои, хотелось бы с амвона сказать этим историческим исследователям, которые не удосуживают себя усердно изучать все обстоятельства служения и жизни людей, все-таки проявить терпение и проявить усердие к тому, чтобы изучить эти обстоятельства. Потому что они свидетельствуют о том, что он – император Николай II, во многом служил образцом для поведения не только своей семьи, но и всего русского народа, который в нем – в императоре, видел подлинного духовного руководителя.И те успехи, те безусловные успехи, которые сопровождали служение императора, свидетельствуют о его мудрости и о той Божественной помощи, которая посылалась ему и окружающим людям.
В чем же пораженчество императора? В том же, в чем и пораженчество Господа, вошедшего на Крест. Поскольку можно подобно этому историческому событию судить и о самом Боге, ведь Он не защитил себя, Он был повешен на Кресте, Он умер на Кресте. И всякий обыватель, отвергающий веру в Господа нашего Иисуса Христа, может смело сказать о том, что Христос горевал, не смог добиться того, о чем говорил. Но мы должны вспомнить с вами слова святого благоверного князя Александра Невского, 800-летие со дня которого мы отмечаем в этом году, о том, что Бог не в силе, а в правде. И там, где мирскому недоброму взгляду видится поражение, на самом деле там является победа.
И пусть те внешние признаки, которые свидетельствуют о якобы поражении, нам с вами служат в назидание того, что сила Божья в немощи совершается. Этому подтверждение не только подвиг святого благоверного князя Александра Невского, но и еще раньше его святых предшественников Бориса и Глеба, которые проявив мужество и любовь, совершенную любовь к Богу и ближним своим не защитили себя от руки сводного брата.
Поэтому, дорогие мои, сегодня в ночь памяти этих святых угодников Божьих царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, врача Евгения мы с вами должны искренне осмыслять, что Божья любовь превосходит всякую немощь человеческую. Божья любовь является источником для любви человечества. Если она не является источником любви человеческой, то тогда такая человеческая любовь не состоятельная. Поэтому, обращая наше внимание на слова Христа, обращённые своим ученикам, будем ясно понимать почему те, кто не любит учеников Христовых, не любит и Христа и самого Божественного Отца. Да потому что любовь к Богу и человеческая любовь — это вещи одного порядка и связаны с тем, что самопожертвование является краеугольным камнем всякой любви. И это самопожертвование было явлено святыми Царственными страстотерпцами, и в этом самопожертвовании любви загадка подвига верующего человека, будто святые Борис и Глеб, будто святой Александр, будто это святые Царственные страстотерпцы.Поэтому для нас с вами, дорогие мои, никто иной как эти великие угодники Божьи, все вместе являют собой пример истинной любви к Богу и ближним. А мы с вами должны быть Божьими учениками, которые следуют за своими подлинными настоящими героями духа. И пусть их молитвой, их предстательством, их помощью и защитой Господь вразумит власть нашу и воинство. Пусть образ святой Царской семьи для каждого из нас будет образцом и примером семейной жизни, и всякого подвига христианского, который в таком изобилии сосредоточен в этих святых.