Слово митрополита Исидора в Попразднство Успения Пресвятой Богородицы
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, в Попразднство Успения Пресвятой Богородицы
Успенский собор г. Демидова
29 августа 2021 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о том, как Господь исцелил отрока мужчины, который подошел к Нему с просьбой исцелить своего бесноватого сына. Никакая сила не могла избавить от этого недуга тяжко болящего мальчика, и даже апостолы, которым уже Богом была дана власть исцелять, не могли это сделать. Тогда Сам Господь Своей Божественной властью исцеляет этого бесноватого молодого человека, бесы исходят из него, и он становится здоровым.
Ученики Христовы спрашивают Спасителя: “Почему мы не могли изгнать его?” (Мф., 17, 19). И Господь отвечает, что “если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас” (Мф., 17, 20). Мы с вами обращаем внимание на то, какое определение веры в Бога дает Сам Бог. В этом определении содержится безусловный императив, то есть то, что неотвратимо должно действовать. Если мы ожидаем какого-либо Божественного чуда, то должны понимать, что чудо само по себе не происходит, если мы не верим в Бога. Но если наша вера измеряется хотя бы как то малое горчичное зерно, которое, помещенное в благодатную землю произрастает обильный духовный плод, как об этом говорят святые Отцы, то тогда эта вера, будучи духовно плодоносной, дает значительные духовные плоды.
Нас иногда, дорогие мои, часто провокативно, люди неверующие и любознательные упрекают в том, что мы неверующие потому, что, если бы были таковыми, то легко бы сдвинули стоящую на горизонте гору. Так люди, неверующие в Бога и говорят: “Если ты веришь в Бога, то прямо сейчас возьми и пододвинь мне эту гору. А если нет, то, по всей видимости, у тебя нет никакой веры в Бога”. Но подобного рода буквальные рассуждения о Боге неприемлемы. На это нам указывают святые Отцы, толкователи Священного Писания, говоря о том, что этим горчичным зерном является никто иной как Сам Господь и Христос, который проникая в сердца наши и становится той верой, которую мы проносим, и Он совершает все то, чего мы ожидаем от Бога.
И когда в нашем сердце Господь и мы верим в Бога, мы можем, как об этом говорят святые Отцы, двигать горы наших страстей. И если мы не сдвигаем рядом стоящие горы, то мы точно бываем способны сдвигать горы тех духовных препятствий, которые возникают в нашей жизни. Этими препятствиями являются наши страсти, которые являются более значительными явлениями в нашей жизни, чем рядом стоящие горы.
Что такое преодолеть гору? Это значит приложить усилия воли и взойти на нее и спуститься. А что такое преодолеть страсти? Для этого недостаточно какое-то однократное механическое и даже волевое действие, чтобы победить ту или иную страсть, гнездящуюся в нашем сердце. Необходимо для этого прилагать годы и годы, а иногда и десятилетия. Требуется значительные усилия от нас: слезы, стенания, исповедь перед Богом, частые причащения Святых Христовых Тайн, то есть значительное воздействие на нас Божьей благодати. Для того, чтобы сорвать этот сорняк, который глубоко корнями проникает в нашу душу, требуется значительные усилия. И когда Божьей благодатью, сопряженной с нашими усилиями этот сорняк страсти вырывается из нашей души, тогда происходит облегчение, потому что добрые плоды способны произрасти в нашей душе. И то горчичное зерно, которое является Божьей верой, может беспрепятственно пускать свои корни, и могут быть значительные духовные плоды от этого растения.
Поэтому, дорогие мои, нам с вами не следует экспериментировать с тем, чтобы двигать горы, стоящие рядом с нами, справимся со страстями нашими, и это будет то бОльшее чудо, которое от нас ждет Сам Бог. И это чудо будет заметно не только Богу, но и нам самим, потому что, поборов ту или иную страсть, мы с вами можем делать бОльшее, чем входить на те или иные горы.
Те люди, которые покоряют Эверест или иные самые высокие горы на нашей планете, тратя значительные усилия, рискуя своей жизнью, здоровьем и безопасностью, на само деле недостаточно прилагают усилий в своей жизни. Потому что побороть самого себя является намного и значительно труднее, чем забраться на самую высокую гору, находящуюся на нашей планете. Каждый из нас взрослый человек это легко может осознать.Но что нужно нам сделать для того, чтобы победить свою страстность, сделать благодатной, незасоренной страстями почву нашей души? Для этого требуется значительная работа над собой. Подобно тому, когда мы пропускаем воскресные праздничные дни на нашем огороде для того, чтобы сделать его плодоносным, мы должны в большей степени трудиться на огороде нашей души, больше времени тратить на наш внутренний огород, чем на огород внешний. Поскольку мало будет пользы, если наш внешний огород произрастит много демидовских огурцов, но при этом страсти наши будут нас так губить, что никакой огурец не принесет пользы нашей человеческой природе.
Поэтому только разумное, рассудительное отношение к самому себе и к тем трудам, которые мы должны нести, будет спасительным для нас и будет приносить свое созидание. Праведный Иоанн Кронштадтский, толкуя это место Священного Писания, слышанное нами только что, говорит нам, каким образом нам приобрести веру с горчичное зерно. Для этого нам необходимо вернуть свое первобытное достоинство перед Богом, то достоинство, которое несли Адам и Ева до своего грехопадения. Им Божьей властью дано было повелевать природой и называть каждый предмет, окружающий их. Все, что мы видим в окружающем нас мире, названо Адамом и Евой, наши прародителями. И им легко подчинялась природа, потому что Бог поставил их Царем и Царицей всего окружающего мира, вручив им возделывать Рай и созидать Его в бОльшее совершенство, которое должно было сопровождать совершенствование их самих.
Грехопадение испортило первоначальные Божественные планы, но не отвратило возможность, которая дана нам через пришествие в мир Спасителя, через восстановление первородства в Самом Господе нашем Иисусе Христе, приращаясь к Которому, как к плодоносной лозе, мы, как засохшие ветви, можем ожить и приносить необходимые плоды.
Поэтому праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что это первородное единство со Христом возможно только через силу веры, через благодатную помощь, которая приобретается через покаяние, через наше приближение ко Христу, через Таинство причащения Святых Христовых Тайн, когда мы становимся сотелесниками Христу и Божьей Матери. Мы должны с вами не забывать, что Христос Спаситель, по Своему человеческому достоинству и природе нес природу Божьей Матери, а значит мы, причащаясь получаем усыновление не только Богу, но и Его Пречистой Матери. Поэтому мы ее называем Матерью не аллегорически, а буквально, являясь сотелесниками Ей. Она в буквальном смысле этого слова телесно наша Матерь.
Поэтому через веру в Бога, через благодать, которую Господь дает нам и веру мы становимся способными к большему, как об этом говорит праведный Иоанн Кронштадтский. Ели мы будем верить, то Господь откроет нам Божью силу и Божью Премудрость, удивляясь которой мы сами будем видеть, как не нашими силами, а Божьими силами Господь будет воздействовать на нас, а через нас совершать свои Божьи дела, в том числе и двигать горы, как это было с древними подвижниками.
Поэтому, дорогие мои, будем крепко веровать в Бога нашего Спасителя, будем молиться Царице Небесной, Успение которой мы сегодня отмечаем. Взирая на Святую Плащаницу, будем молиться о том, чтобы Господь укрепил нашу веру. А тот, кто верит мало и живет не по вере, не исполняет Заповеди Божьи, а это все мы, пусть искренне и сердечно обращается к Богу со словами: “Господи! Помоги моему неверию” (Мк., 9, 24).
Аминь.