Слово митрополита Исидора в день памяти священномученика Серафима (Остроумова)
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти священномученика Серафима (Остроумова)
Свято-Воскресенский храм
п. Катынь, 8 декабря 2022 г.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня день памяти священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского и всех мучеников Катынских. Мы с вами осмысляем слова Спасителя, которые были произнесены к апостолам, которых Он направил на дело евангельской проповеди. В 10 главе от Матфея в 28 стихе мы слышим слова Господа: “Не бойтесь убивающих тело, но не могущих погубить душу. Бойтесь того, кто может и душу, и тело поместить в гиену” (Мф. 10, 28).
Этими словами Господь указывает на важность того, что составляет духовную часть нашей человеческой природы. А святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти слова Господа нашего Иисуса Христа говорит о том, что Господь определил суть бытия в том, что жизнь тела зависит от жизни души, а жизнь души, соответственно, зависит от самого Бога. Поэтому смертью для тела является отделение души от этого тела, а смертью для души, как говорит Иоанн Златоуст, является отдаление души от Бога. Там, где человек не стремится к Богу, он приобретает мертвенность души даже при живом теле.
К сожалению, дорогие мои, и в нашей личной жизни мы встречаем подобные ситуации, прежде всего, в самих себе. Это происходит, когда мы удаляемся от Бога, когда не отвечаем на запросы нашей души, стремящейся к Богу, к духовному, к нравственному, когда допускаем то, что грех начинают властвовать над нами. Так происходит умерщвление нашей души. Сопровождающие это умерщвление состояния об этом ярко свидетельствуют. Это и уныние, и отчаяние, и скорби, и безрадостность, которые свидетельствуют, что жизни в душе нет. Поэтому, дорогие мои, будем бояться этого.
Часто употребляемые в священнической среде такие понятия как усталость, изношенность деятельности священника на самом деле являются свидетельством того, что мы – священнослужители, неправильным образом выстраиваем весь путь нашей священнической жизни. И такая наша деятельность, несмотря на причастность к Божественному, которая по долгу нашего служения присутствует в нашей жизни, не животворит душу, а мертвит ее. Дорогие отцы, мы должны избегать этой мертвенности нашей души, чтобы никакая духовная усталость не присутствовала в нас, чтобы нам с вами всегда хотелось быть с Богом, а значит, чтобы мы каждый раз стремились бы быть причастниками Божией благодати. Чтобы мы никогда не избегали Божественного, а стремились бы к нему и в этом находили бы оживление души, стремящейся противоестественным греховным образом к смерти.
Это, безусловно, касается и вас, дорогие миряне, когда в жизни не происходит никаких духовных подвигов, когда мы ленимся совершить утренние и вечерние молитвы, когда мы входим в сделку с совестью, обманывая кого-то или причиняя какое-либо зло. Все это в совокупности – наше неделание ради Бога, наша леность, наше стремление к духовным удовольствиям – мертвит нашу душу.
Поэтому, дорогие мои, законы бытия, установленные Самим Богом, невозможно изменить. Если мы хотим жить – мы естественным, добровольным способом должны стремиться к Богу и к оживлению нашей души. Подобно тому, как наши святые предшественники, новомученики и исповедники Церкви Русской, среди которых священномученик Серафим (Остроумов) и мученики Катынские, которые своими телами почивают здесь, – не боялись убивающих тело, ясно сознавая, что страшнее гибель души. Поэтому, преодолевая благодатью Божией свои человеческие немощи и страхи, они шли на предстоящий им подвиг.
Мы можем лишь догадываться о том, сколько внутренних страхов и опасностей они представляли, идя на эти подвиги. Нам трудно вообразить те мучения, о которых мы читаем в “Житиях святых” святителя Димитрия Ростовского о подвиге мучеников в древности. Мы также не хотим себе представить, как в XX веке происходили почти подобные мучения. Это происходило буквально несколько поколений назад: люди добровольно шли на это мученичество. А ведь им легко было отказаться от Христа, ведь мучители требовали малого: просто написать, что нет никакого Бога или залжесвидетельствовать о действиях против Отечества своего собрата, – и ты будешь жить благополучно.
Но ни на какие сделки не шли наши святые предшественники – священнослужители и миряне. Они понимали, что жизнь с Богом предполагает, в том числе, и подвиг самоотвержения. Они понимали, что жизни в Боге невозможно достигнуть и подтвердить свою любовь к Нему, не пройдя тем крестным путем, которым прошел Он, Господь, добровольно взойдя на Крест. Через этот же крест прошли наши новомученики и исповедники. Почему исповедники? Да потому что всякое исповедование Бога, в том числе и добродетельной жизнью, это добровольное мученичество. Те из нас, дорогие мои священнослужители и миряне, кто совершает перед очами Божиими свой христианский подвиг – есть уже добровольные мученики, поскольку он требует невероятного самоотвержения, самопожертвования, свидетельства о любви к Богу и ближним. А без личного крестоношения такой подвиг совершить нельзя.
Но каждый раз мы должны ясно осознавать, что без благодати Божьей, без укрепляющей силы и действия Духа Святого, никакой наш подвиг не может быть совершенным. Он ограничен и опасен, когда мы начинаем совершать малое и думаем о себе горделиво, когда мы, совершив всего лишь несколько добрых дел, начинаем мнить о себе, как о человеке глубоко добродетельном. Но Господь, промышляя о нас, попускает то, чтобы грех опять захватывал нас. Это происходит по Божьему попущению, который желает того, чтобы мы не погибли, а спаслись. А спастись можно только силой горячей веры в Бога. Спастись можно только через смирение и послушание Богу. Одним словом, спастись можно только тем путем, которым деятельно проходили наши новомученики и здесь находящиеся мученики Катынские.
Поэтому, мои дорогие собратья-священослужители, будем избегать нашей теплохладности, нашего нерадения в духовном делании. Будем стремиться к тому, чтобы пламень веры всегда горел в нас ярко и этим пламенем веры освящались люди, вокруг нас находящиеся. Чтобы они получали от этого пламени тепло действия благодати Святого Духа, а мы с вами, дорогие собратья, были бы проводниками этой благодати, на что нас и поставил Господь, на что мы с вами добровольно согласились, вступив на священническое служение.
Но и не меньшие задачи стоят перед вами, дорогие миряне. Вы – неотъемлемая часть Церкви Божией и без вашего служения Богу в том звании, в котором вас Господь призвал, без вашего служения в мире добром, деятельной проповедью, послушанием Святой Церкви, которые создают совокупность нашего соборного единства, – нам трудно с вами и самим спастись, и засвидетельствовать окружающему безбожному, нестремящемуся к Богу миру о силе и правде евангельской проповеди.
Поэтому, дорогие мои, не столько витиеватостью наших слов и красотой нашей проповеди, а сколько нашим образом жизни, нашим христианским подвигом мы бываем способны засвидетельствовать подлинность Евангелия, которому служим. Поэтому с особым усердием, глядя на подвиг наших новомучеников и исповедников, в том числе священомученика Серафима и всех с ним пострадавших здесь, на Катынской земле, будем совершать наш христианский подвиг, молясь Богу, Царице Небесной, и им, святым защитникам и покровителям нашим, о том, чтобы Господь покрыл нас от всякого зла, дал нам горячую веру и верность Ему, ниспослал силу благодати Святого Духа, которая была бы способна укрепить нас, помочь нам в совершении нашего с вами христианского подвига. Аминь.