Слово митрополита Исидора в День Праздника Крещения Господня
Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора на Божественной литургии в День Крещения Господня
Свято-Успенский кафедральный собор,
19 января 2022 г., г.Смоленск
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Святая Церковь свидетельствует: “Явился еси днесь вселенней” (см. Кондак на Богоявление Господне). Это явление Бога в мир ознаменовано явлением всех трех Лиц Святой Троицы: и Божественный Сын склонился ради исполнения всякой правды перед Пророком и Предтечей, вознесшим по повелению Божию свою крещающую руку, и Божественный Дух, в виде голубя присутствующий здесь и осеняющий Бога Сына, и голос Небесного Отца с грозным повелением: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (см. Мф. 17,5).
Но Господь пришел в мир не только лишь для того, чтобы засвидетельствовать Свое пришествие и присутствие среди человеческого рода. Господь пришел в мир ради большего, и этим большим является весь человеческий род. Бог пришел спасти человека, и это спасение человека не частичное, не условное, а полное, совершенное и навсегда.
Бог не может делать что-то частично, не полно. Если Бог вмешивается и что-то делает, Он делает это сполна и всесовершенно, поскольку Бог по Своей природе всесовершенен. Спасая род человеческий от греха проклятия и смерти, Бог идет на совершенный Божественный риск: Он спасает человека в надежде на то, что человек откликнется на Его Божественный призыв ко спасению. Бог принимает человеческую природу в Свое Божественное естество, соединяя в Божественной ипостаси человеческое естество. Бог исполняет всякую правду, следуя установленным законам. Бог проповедует Евангелие спасения и указывает человеческому роду путь ко спасению. Господь совершает чудеса, в том числе чудеса воскрешения людей. Господь добровольно идет на страдания к тем, которых пришел спасти. Он претерпевает заушение и избиение от тех, ради которых воплотился на земле. Господь добровольно входит на Крест, умирает на Кресте добровольно, воскресает и возносится на Небо, тем самым исполнив послушание Небесному Отцу. Через Божественного Сына на святых апостолов нисходит благодать Бога Духа Святого, тем самым запечатлевая дело спасения человеческого рода. Бог пришел в мир, спасая человека.
Мы, дорогие мои, сирые, скитающиеся по этой выжженной грехом земле, осознающие свое сиротство без Бога, имеем возможность через приобщение к Божественной благодати, по повелению Божию стать Его духовными сынами и дочерями, как об этом свидетельствует Сам Господь. Через благодать Святого Духа, которую Господь дает нам в Таинстве Крещения, мы получаем от Бога Его Божественное усыновление в Духе Святом. Мы получаем все необходимые средства для нашего спасения и святые апостолы-евангелисты сообщают нам точные слова Спасителя нашего о нашем спасении. Мы получаем нравственный закон, который содержит Богом установленная Церковь. Сама Церковь, врата ада которую не одолеют до скончания века, является для нас спасительным средством и местом.
Господь дает нам все ради нашего спасения, а наше с вами право – откликнуться на Божественный призыв. Господь предлагает нам усыновление и удочерение – так откликнемся на этот призыв Божий! Те из нас, кто не вошел в крещальные спасительные воды, пусть однажды войдет в них. Те, кто не запечатлен благодатью Святого Духа в Таинстве миропомазания, пусть навсегда получит это запечатление в Духе Святом. Те, кто не стал сродником Богу, Богочеловеку Христу в Таинстве Причащения – пусть каждый из нас пусть дерзает приступать к этому Величайшему Таинству усыновления Богу телесно.
Господь все предусмотрел. Наша с вами задача только протянуть навстречу Богу руку свою, откликнуться сердцем, помочь Богу спасти нас. Но спасти нас Богу невозможно без нашего участия. Если мы не хотим этого спасения, Господь, сотворивший нас свободными существами, не спасает нас. Бог не спасает нас без нас. Поэтому, дорогие мои, станем соработниками Богу, вступим на путь покаяния, откликнемся на Божественный призыв к принятию Его спасительных Таинств. Тогда мы на своей человеческой природе убедимся в том, что Господь действует и действует в нас самих. Он, пришедший в мир, дал нам силу благодати Бога Духа Святого, которая действует в наших сердцах, освящает наши умы, дает нам духовные, нравственные, физические силы для преодоления всех препятствий к нашему спасению.
Поэтому, дорогие мои, сегодня, в день Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа еще раз обратимся к голосу своего разума, к голосу совей совести: спасаюсь ли я, нахожусь ли я на верном пути ко спасению, который мне указывает Бог, как я отношусь к Церкви, Богом установленной, как я отношусь к окружающим людям? Если плохо, значит, я заблуждаюсь, я гублю себя. Протянул ли я руку помощи тем, кто обратился ко мне? Честен ли я перед собой и окружающими людьми? Пусть ответы на эти вопросы будут не самыми благоприятными для нашего голоса совести. Но на то есть Господь, прощающий и освящающий нас, лишь бы мы захотели нашего спасения, лишь бы мы преклонили колена нашего сердца, попросили Бога простить нам грехи, стремились бы к Богу, получить от него усыновление и удочерение. Если мы так сделаем, мы будем самыми счастливыми людьми и в этой временной жизни, и в жизни вечной. Это шанс для каждого из нас, поэтому давайте его используем.
Пусть эта святая вода, Агиасма, освящаемая раз в году в день Богоявления, будет для нас той живительной водой, не просто напоминающей нам о том великом событии пришествия на реку Иордан Спасителя нашего, – а указующей на то, что Господь даровал нам благодать, освятив воды иорданские Собою.
Пусть эти освящённые сегодня воды послужат каждому из нас во спасение. Мы, усыновленные и удочеренные Богу люди, имеем возможность ко спасению. Пусть жизнь каждого из нас будет нашим следованием шаг за шагом к этому спасению. Пусть та благодать, которая в Церкви Божией дана каждому из нас – священникам и мирянам, будет неисчерпаемым кладезем Божественной благодати и тем спасительным источником, приобщаясь к которому, мы идем в жизнь вечную. И по слову святого апостола Павла, которое мы сегодня слышали, мы от Бога получили спасение, мы от Бога получили усыновление, мы Богу свои, мы сыны и дочери ему. Важно это осознать и важно пойти за Богом, ныне знаменующим наше спасение и давшим нам все к этому спасению.
Аминь.