Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в субботу седмицы 2-й Великого поста, поминовение успоших

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в субботу седмицы 2-й Великого поста, поминовение успоших

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
на Божественной литургии
в субботу седмицы 2-й Великого поста, поминовение усопших

19 марта 2022 г.
Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в первую родительскую субботу Великого поста, мы все вместе: монашествующие, паломники, прихожане святой обители, собрались здесь, в Свято-Троицком соборе Болдина мужского монастыря. И сегодня мы Богом и Святой Церковью призываемся к тому, чтобы в наших молитвах, помимо сокрушения сердечного и просьбы к Богу простить наши согрешения, призваны к тому, чтобы вознести особые молитвы о людях, ушедших из этой жизни, перешедших в мир иной, вечный. И по дерзновению нашей любви к Богу мы искренне надеемся, что Господь, милосердный Отец, помилует их, особенно тех, кто ушел в мир иной без покаяния, без должного приготовления. Мы призываем святых угодников Божиих к тому, чтобы они, находясь у Престола Божия, вознесли молитвы о тех, кто находится с ними в том же духовном пространстве. Дай Бог, чтобы участь тех, кто там находится, была благой. И святым угодникам Божиим по воле Господа видно, кто где находится.

Мы с вами возносим эти сугубые молитвы, но при этом для многих из нас остаются непонятными слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, обращённые к пастве в Первом Соборном послании. Во второй главе этого послания апостол Иоанн Богослов призывает: “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей” (1 Ин. 2, 15). Эти грозные слова непонятны для обывательского сознания. Как можно не любить мир? Ведь в этой же главе апостол Иоанн Богослов говорит: “Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме” (1 Ин. 2, 9).

Эти глубочайшие смыслы, которые содержатся в словах Спасителя нашего, в словах святых апостолов, требует духовного восприятия, которое дает нам Святая Церковь в лице святых отцов. Но эти глубокие смыслы точно не могут полностью быть изложены теми словами, которые мы произносим, поскольку существует ограниченность языка, любого языка, даже древнегреческого, еврейского, а уж тем более современного русского. Именно поэтому мы с вами неизменно придерживаемся богодухновенного церковнославянского языка, который максимально точно для нашего славянского сознания передаёт глубочайшие, в том числе богословские, смыслы. И именно по этой причине мы так настаиваем на неизменности церковнославянского языка как того языка богослужения, который сохраняет наши духовные скрепы, традиции, ценности.

Но речь сегодня пойдёт не о языке, а о тех смыслах, которые содержатся в словах святого апостола Иоанна Богослова, и которые на русском языке звучат так, как я их произнёс: “Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей”. Может показаться, что этими словами мы, православные христиане, как будто бы призываемся к тому, чтобы не любить мир. Но речь идёт об ином, о греховном. Святой апостол призывает возненавидеть грех, поскольку тот, кто любит грех, не может считаться сыном Отчим.

Сам грех, который был совершён первым человеком Адамом, вошел в мир через него. За всю историю человечества грех совершает попытки стать неотъемлемой частью мира. Грех желает захватить мир – в этом планы диавола. Но Бог – Творец мира, Бог запечатлел Собой все то, что относится к Его наследию. Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего, Его Преславное Воплощение, соединение, нераздельное и неразлучное человеческой природы с Его Божественной природой – это неразрывная духовная связь и способность через неё сообщать благодать Святого Духа всему человеческому роду – все это навсегда делает нас сынами и дочерьми Божиими. Мы усыновлены Богу даже по его Богочеловеческому естеству – это высочайшее достоинство человека, которому удивляются даже ангелы.

И когда человек согрешает, когда он становится проводником греха, который стремится захватить мир, он служит иным силам, не Божиим. И в этом – ответственность человека, ответственность перед Богом. Нет такого человека, который бы жил и не согрешил. Как говорит пророк Давид Псалмопевец, все мы согрешили перед Богом. Все мы, к сожалению, продолжаем согрешать, нося тленное, повреждённое грехом естество. Те из нас, кто не прилагает покаяние к покаянию, кто не обращается к Богу, к Святой Церкви, которая является врачебницой духовной, кто не становится Божиим сыном по благодати, воспринимаемой через Таинство Крещения и запечатленной в Таинстве Миропомазанием, кто не прибегает к Таинству Покаяния, кто не становится причастником Тела и Крови Христовых, лишает себя спасения.

К сожалению, дорогие мои, и мы с вами, в том числе, повинны в том, что окружающие нас люди не становятся реальным наследием Божиим. И мы с вами ответственны за, что через нашу греховную жизнь, через все соблазны, которые мы приумножаем в мире, народ не обращается ко Христу, не воспринимает себя частью Церкви. В этом мы приносим, в том числе и сегодня за богослужением, покаяние перед Богом. Сегодня мы также молимся за тех, кто ушёл из этой жизни, ушёл, в том числе, не напутствованный нами, в мир иной. Мы молимся за тех, кто не получил той любви, которую Бог заповедал нам проявлять к окружающим людям. Поэтому те из нас, кто проявлял зло по отношению к другим людям, пусть услышат эти слова евангелиста Ионна Богослова: “Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме”.

Будем же искренне приносить наши покаянные молитвы перед Богом за наши согрешения, будем искренне просить Бога о том, чтобы Он простил прегрешения, грехи тех, кто ушел из этого мира, тех, кто не воспользовался возможностью через Церковь получить благодать Святого Духа, не пролил слёзы покаяния и не смог исповедаться перед Богом, совершив те или иные, в том числе, значительные грехи.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский так разъясняет эти слова святого евангелиста Иоанна Богослова: “Любовь к миру и любовь к Богу не могут вместе пребывать в одном и том же человеке. Ибо любовь к миру является враждой к Богу. Посему опять он же говорит: “Не любите мира, ни яже в мире”. Что же это – такое: “яже (что) от мира”, если ни погоня за деньгами, от которой нет никакой пользы душе, плотские вожделения, высокомнение, земные желания? Все это не только не – от Бога, но и отделяет от Него тех, которые имеют в душе эти (страсти), и умерщвляет душу, побежденную ими, и хоронит ее в золотом и серебряном кургане; что настолько хуже простой могилы, в которой мы обыкновенно хороним наш прах, насколько она, соответствуя нашим мертвым телам, запечатывает исходящий от них смрад и делает так, что он совершенно не чувствуется; золотой же и серебряный песок, насколько бы это пришло в голову богатых, употребляемый сверх того, делает умершего еще более смрадным, так чтобы вплоть до неба и небесных Ангелов и Самого Бога Небесного доходил смрад и отталкивал, проистекающие с неба, милости Божия и благосклонность Его к усопшему” (Святитель Григорий Палама: “Беседы (омилии)”. Омилия 49: “В день памяти святого апостола и евангелиста и Христу весьма возлюбленного Иоанна Богослова”).

Поэтому, дорогие мои, будем совлекать с себя беспокоящие нас страсти, будем во все дни нашей жизни стремиться к покаянию, необходимому для того, чтобы получить от Бога прощение, воспринять благодать Святого Духа, необходимую для того, чтобы наша душа убелилась Божией чистотой, той чистотой, которую не способен дать никто, кроме Бога. Невозможно нам ничем очиститься – ни богатством, ни властью. Очистить нашу душу возможно только слезами покаяния, которое привлекает Божию благодать.

Проходя многотрудное поприще Великого поста, используем это время как шанс, который Господь каждому из нас, нам, священникам, вам, мирянам, даровал для покаяния. Используем это благодатное спасительное время для того, чтобы принести Богу покаяние, изменить свой образ жизни, отказаться от разрушающих нас страстей. И через это покаяние перед Богом, через привлечение его Божественной благодати, попросим у Бога величайший дар – дар любви к ближним. И пусть эта любовь к ближним станет тем мощным оружием Божиим в наших руках, которое и нас самих приведет ко спасению, и поможет тем людям, которые так нуждаются в нашей молитве. Пусть эта любовь станет тем мощным оружием в наших руках, которое способно изъять из погибели людей, в отношении которых мы обязаны молиться – наших сродников, тех, кто является чадами Святой Церкви, кто сейчас страдает и погибает без покаяния.

Вознесем нашу горячую молитву к Богу, чтобы по этой дерзновенной молитве Господь простил и помиловал и нас, и тех людей, о которых мы сегодня молимся. Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в субботу седмицы 2-й Великого поста, поминовение успоших