Слово митрополита Исидора в Неделю Торжества Православия
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю Торжества Православия
Свято-Успенский кафедральный собор
г.Смоленск, 13 марта 2022 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Первый Воскресный день Великого поста именуется Церковью Неделей Торжества Православия. Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Ставропольский, сообщает нам о том, что Православие – это есть истинное богопознание и истинное богопочитание. Это поклонение Богу в Духе и Истине. Там, где нет Духа – нет Православия.
Святая Церковь в лице многих апостольских мужей, святителей, исповедников, мучеников, подвижников благочестия подтвердила подлинность богопознания в Православной Церкви, подлинность богопочитания. Святые угодники Божии своим тяжким трудом до пота, своей мученической и исповеднической кровью подтвердили искренность своей веры в Бога и подлинность Того, Кому они следовали. Их подвиг, их житие, их наследие является богатством не только Святой Церкви, но и всего человечества.
Но среди этого великого сонма святых угодников Божиих, к сожалению, были и те, кто стремился в жизнь Церкви, в ее учение привнести свое греховно-человеческое. О таких святой апостол Иаков в 3 главе Соборного послания говорит, что “это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская” (Иак. 3, 15). Их действия, их учения стали той малой частью инакового вещества, которое пыталось проникнуть в кладезь чистейшего учения о Боге, о мире и о человеке. Их так называемые учения пытались испортить всю чистоту Богом установленной жизни Церкви. Казалось, невозможно было бы изъять эти злые плевелы из общего учения Церкви, которое из века в век преумножалось и ереси становились более изощренными. Они посягали на то, чтобы внести злоключения и зломнения в учение о Боге, о человеке, о мире. И никакими человеческими силами невозможно было бы изъять эти злые плевелы, эту отраву, которая проникала в чистейший кладезь Божественного учения.
Но невозможное человекам возможно Богу (см. Мф., 19,36). Так что, в горниле благодати Святого Духа, которая ярким пламенем горела в сердцах и умах святых угодников Божиих, сгорело все греховное человеческое. Оно прошло через любящие Бога сердца учителей и святителей Церкви. Оно было выковано в многотрудных, тяжких подвигах преподобных и богоносных отцов наших, преподобных египетских и иных подвижников благочестия, в том числе и сонма русских святых. Так что в этой Божественной любви сгорело это дьявольское, это греховно плотское.
И ныне Торжество Православия есть торжество веры в Единого Бога нашего и Его Божественного Сына – Богочеловека Иисуса Христа, и Бога Духа Святого. Торжество Православия есть торжество Единой Святой Апостольской Церкви. Это торжество учения о всеобщем Воскресении человечества и Втором Славном Пришествии Господа, чтобы судить мир и человека. Это наша вера в то, что Господь спасает верных Своих, о том, что Церковь – это спасительный корабль для всякого человека, желающего жить с Богом.
Торжество Православия – это торжество Жизни Самого Бога, Который есть источник всякой жизни. Если мы хотим стать участниками, наследниками этого Торжества Православия, мы должны с вами услышать призыв святого апостола Павла к Евреям, который мы только что с вами слышали на богослужении: “Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия” (Евр. 12, 1-2). Аминь.