Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Вербное воскресенье
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник Входа Господня в Иерусалим
Свято-Успенский кафедральный собор,
17 апреля 2022 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Вспомним из второй главы Евангелия от Луки слова Симеона Богоприимца, которые он произнёс о Христе: “Ныне отпущаеши раба Твоего Владыка” (Лк. 2, 29). Симеон Богоприимец, обращаясь к Божией Матери, пророчески сказал: “се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34-35)”. Эти пророческие слова ясно исполняются в тех событиях, в которые мы с вами вступаем, завершая Святую Четыредесятницу, и готовясь к тому, чтобы вместе со Христом Спасителем встретить Его Страстные дни.
Слова Симеона Богоприимца ясно открываются в Страстные дни. В 12 главе Евангелия от Иоанна, отрывок из которой мы только что с вами слышали, повествуется нам о том, как многие возрадовались тому, что Господь совершил и что Ему ещё предстоит совершить. Мы слышим о вечери, в которой Мария вместе с Марфой, воскрешённым Господом Лазарем и учениками находятся вместе в горнице с со Христом. Марфа по свойственной ей заботе угощает всех гостей, а Мария драгоценным миром оттирает ноги Спасителя. Ученики, к которым относятся и Марфа, и Мария, и Лазарь, и святые апостолы – все радуются тому, что с ними Господь. Никто не помышляет о том, что люди и обстоятельства в очень скором времени отнимут от них Господа, они потеряют Его и не смогут обнять Его, не смогут услышать Его Божественный глас, не получат Его Божественного наставления и утешения. Радость и любовь никогда не думают о том, что будет. Любовь переживает здесь и сейчас.
В то же время мы с вами видим ближайшего ученика, Иуду Искариота, которому было от Господа поручено всего лишь носить коробку, в которую собираются деньги для пожертвований, чтобы эти средства можно было бы раздать нищим на еду. У него лишь была простая задача носить этот ковчег, но никак не распоряжаться им.
Иуда, увидев как Мария помазывает драгоценным маслом ноги Спасителя, отирает их своими власами и лобызает их, укоряет Марию, говоря о том, что “можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим” (Мф. 26,9). Это было сказано потому что, как нам повествует об этом евангелист Иоанн, Иуда произнес эти слова не из-за заботы о нищих, а из-за того, что по страсти своей был вором. Господь-сердцеведец, конечно же, об этом знал, но ждал покаяния Иуды.
Вот исполнение пророчества Симеона Богоприимца, что идет Христос Спаситель на падение и на восстание многих. Для кого-то страсти Христовы, шествие Спасителя по земле, Его проповедь, стали поводом для восстания духовного, а кто-то они стали поводом духовного падения. С этих пор фарисеи-книжники и первосвященники, как мы слышали из Евангелия от Иоанна, теперь хотели убить не только Иисуса, но и воскрешённого им Лазаря, чтобы уничтожить доказательства того, что Бог способен воскрешать мертвых.
Как зло нерационально, как оно бессмысленно, как оно узко в своей способности мыслить! Всякое зло – конечно, и Бог об этом знает. Только Он, Бог, источник любви, бесконечен. Только Он – податель любви и утешения всякой душе. Поэтому Господь долготерпелив. Он видит зло, но Ему надлежит исполнить пророчество о Нём же Самом. Ему надлежит выполнить миссию, которую Он выполняет по послушанию Небесному Отцу: Он идёт во Иерусалим и садится, как об этом пророчествует ветхозаветный пророк Захария, на молодого осла.
В день, в который входит Господь в Иерусалим, по ветхозаветному закону нужно было избрать агнца для жертвенного приношения и трапезы. И вот Сам Агнец, избранный Небесным Отцом, идёт в Иерусалим, для того, чтобы быть принесённым добровольно в жертву ради искупления человеческих грехов, ради спасения каждого человека, жившего, живущего и будущего жить на этой земле до скончания человеческой истории. И Бог входит в Иерусалим на осле, сопровождаемый возглашениями: “Осанна в вышних!”. “Осанна” на переводе с древнееврейского на русский язык, означает: “Господи, спаси! Благословен грядый во имя Господне”. Эти слова, произносимые людьми, указывают, что Христос Спаситель входит во град по повелению Небесного Отца. Ветхозаветные пророки пророчествовали об этом: “Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу” (Пс. 8,3). И Господь Сам говорил, что “если они умолкнут, то камни возопиют” (Лк. 19, 29). Невозможно быть препятствием воле Божией. А Воля Божия была такова, чтобы пострадать Христу, быть невинно осуждённым, заключённым и побиенным от нечестивых людей, быть распяту и умереть на Кресте, чтобы воскреснуть ради каждого из нас.
Плоды этого Воскресения, дорогие мои, мы ощущаем на своей человеческой природе, на своей душе, на своём теле, получая благодать Богочеловека-Христа в основанной Им Церкви, через Таинства Христовы, через установленное Богом священство. Благодать Божия преизобильно проистекает в Предании церковном, частью которого является Священное Писание и Предание Святых Отцов, Божественная литургия и молитвословия, опыт святых отцов, в том числе отцов смоленских, которые заповедовали нам хранить Православие и Церковью Бога Живаго.
Сегодня мы с вами сопровождаем Христа Спасителя на Его вольные страдания. Мы мысленно духовно представляем, как Господь входит во святой град Иерусалим, какой у Него печальный вид. Он не радуется вместе с народом, он печалится о том, что зло пытается захватить весь мир. И Ему, Богу, надлежит пресечь это зло: через Свои страдания, вольную смерть, Свое Преславное Воскресение оживить человеческий род, оживить тех, кто хочет жить с Богом.
Симеон Богоприимец говорит, что пришествие Христа в мир будет знаменно тем, что кто-то падет, а кто-то восстанет. В нашей с вами душе, дорогие мои, происходит также это разделение, когда мы стоим перед самым главным жизненным выбором в нашей жизни, когда нам необходимо избрать добро или зло. А добро, как об этом нам указывает Сам Христос Своими страданиями – непременно связано с преодолением самих себя, с преодолением зла, которое царит в мире. Наше избрание добра непременно означает наше крестоношение, а значит отказ от всякой неправды в нашей жизни, от всякой, даже самой мелкой неправды, которую мы пытаемся скрыть глубоко в нашем сердце, думая, что Бог не знает о самой малой неправде в нашей жизни. Бог всё знает. Бог за всё будет судить нас на своем Страшном нелицеприятном Суде.
Поэтому, дорогие мои, постараемся избавиться от всякой неправды в нашей жизни, постараемся идти по пути любви, следуя за Христом Спасителем, Который указывает нам на то, что если мы действительно любим Бога и ближних, то нам необходимо пострадать. Эти страдания пережил Сам Бог. Поэтому страшны ли нам, дорогие мои, наши с вами мелкие человеческие страдания, даже если они сопряжены с необходимостью подвига, в том числе подвига защиты Отечества от зла? Можем ли мы бояться страданий, которые нам могут приносить другие человеки? Мы не должны бояться, потому что с нами Бог! В нас действует укрепляющая Божественная благодать, потому что мы стремимся к правде, а там, где правда, там Христос.
Поэтому, дорогие мои, будем преодолевать неправду, прежде всего в наших сердцах. Будем служителями правды, а значит, служителями Христа. Будем распространять вокруг себя любовь, сострадание, милосердие. Будем стремиться к тому, чтобы распять наши страсти, наши грехи. Будем следовать тернистым путём, ведь Христос прошёл этим путём. Пусть те испытания, которые встречаются нам от людей, преодолеваются нашей любовью, как самым мощным оружием против всякой неправды. Любить Бога и ближних – значит быть воином Христовым, значит быть непобедимым ничем и никем.
Будем, глядя на Бога нашего, идущего на вольную смерть ради нашего с вами спасения, ради каждого из нас, радоваться, что Господь любит нас, идёт на страдания, на смерть, для того чтобы воскреснуть ради каждого из нас. Будем радоваться тому, что с нами Бог и вместе с народом будем возглашать, ликуя: “Осанна в вышних! Благословен грядый, во имя Господне!”. Аминь.