Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Великий Четверток
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Великий четверток
Свято-Успенский кафедральный собор,
г.Смоленск, 21 апреля 2022 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Евангелисты Матфей, Марк и Лука повествуют нам о событиях приближавшегося праздника опресноков – праздника, установленного в воспоминание события Исхода еврейского народа из Египта. Свидетельство о том, как Господь повелевает еврейскому народу, находящемуся в Египте в пленении, выйти из Египта, запечатлено в Книге Исход. По повелению Божиему евреи вышли из Египта: вышли с пресными хлебами, сделанными наскоро, поскольку не имели возможности испечь хлеб из квасного теста, которое готовилось долго. С тех пор евреи отмечали праздник опресноков, готовя пресные пироги, и через это вспоминали освобождение из египетского плена.
Господь, как Исполнитель всего Ветхого Завета, исполняет и этот праздник. Поэтому мы слышим у евангелиста Луки повеление Господа ученикам: “пойдите, приготовьте нам есть пасху” (Лк. 22, 8). И на вопрос учеников “…где велишь нам приготовить?” (Лк. 22, 9) Господь указывает горницу, убранную и устланную, в которой ученики возлегли вместе со своим Божественным Учителем. И Господь предложил им пресные хлебы и солило – блюдо с солёной водой, в воспоминание слёз, которые пролили евреи в египетском рабстве, и их перехода через Чермное, то есть, как мы называем, Красное, море. Господь омакал в солило пресный хлеб, “и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня” (Мф. 26, 21). Когда опечаленные ученики задали вопрос Спасителю: “Кто же Тебя предаст?”, Господь ответил: “опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня.. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви́? Иисус говорит ему: ты сказал” (Мф. 26, 23, 26). Затем Господь воздал хвалу Небесному Отцу Богу, воздал благодарение, и, преломив хлеб, подал его ученикам указуя: “приимите, ядите: сие есть Тело Мое…, которое за вас предается (см. Мф. 26, 26; Лк. 22,19). И взяв чашу с вином, воздал благодарение Богу , благословил чашу и сказал: “Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 20, 28). В том, что совершил Господь, мы видим завершение ветхозаветной Пасхи и установление Пасхи новозаветной.
Многие исследователи Священного Писания задают вопрос: почему же на ветхозаветной Пасхе, которую сначала совершил Господь, не было агнца, которому также надлежало быть принесенным в жертву и употреблённым? Но Господь Сам указывает на то, что Он – есть Пасха. Христос – наш Агнец и наша Пасха. Господь Собою и в Себе совершил весь Божий закон, установив по Своему законодательному праву Новый Завет с человечеством. Этот Новый Завет заключается в том, что Господь Себя приносит в Жертву за грехи человеческие, Господь отмечает тех, кто является причастниками этого новозаветного Установления, Господь спасает тех, кто с верой, благоговением и воспоминанием Господа употребляет Тело и Кровь Христовы. Обратите внимание, что ветхозаветные опреснок и агнец были лишь воспоминанием события освобождения евреев из египетского рабства, а новозаветная Пасха – Христос Спаситель наш – освобождает нас от смерти. Это не просто воспоминание, это – свидетельство. Об этом говорит святой апостол Павел в слышимом нами сегодня Первом послании к Коринфянам, в котором также говорится о Тайной Вечере (см. 1 Кор. 11, 23-32). По слову апостола Господь Сам указывает: “всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1 Кор. 11, 26). Поэтому, новозаветная Пасха – это не воспоминание, это не припоминание, это свидетельство. Как является свидетельством то, что мы верим в Бога, “…нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; И воскресшаго в третий день, по Писанием…” (см. Символ веры) и явно становимся причастниками Тела и Крови Христовых.
Как важно для всякого человека, живущего, когда бы то ни было на этой земле, быть приобщенным к Богу, Который со всем человечеством, с каждым из нас устанавливает это Новое Правило бытия! Это Новое Правило предполагает совечное пребывание с Богом. И тот, кто отказывается или недостойно становится причастником Тела и Крови Христовых, осуждается и обрекает себя на вечную погибель. А тот, кто с благоговением, с верой, с надеждой приступает к этому самому главному Таинству в жизни человечества, тот от Господа получает прощение и жизнь вечную. Поэтому и мы с вами по благоговейной, Богом установленной, церковной традиции в этот день стремимся к тому, чтобы стать причастниками Его Божественного Тела, Его Божественной Крови. Мы стремимся к тому, чтобы стать частью Божества, и как об этом говорит святой апостол Павел, причаститься Его вечной Жизни и через то иметь надежду на наше личное воскресение с Господом.
Сегодня, дорогие мои, мы, подобно тем ученикам – малое стадо. Взгляните на пространство храма. Это поистине малое стадо. Мы с вами призваны Богом к тому, чтобы стать причастниками Его Тела и Крови. Поэтому со всем благоговением, со всей верой, со всей любовью к Богу и к человекам, дерзнем приступить к Таинству Тела и Крови Христовых. И, по слову апостольскому, будем это делать с величайшим страхом Божиим. Будем это делать, как и сегодня, так и в последующие дни – с благоговением и с верой в то, что Господь освятит нас, ведь мы причастились Его Богочеловеческого Естества, мы стали частью Бога, и в этом – залог нашего спасения, залог нашего воскресения.
В завершении Божественной литургии, когда Святая Церковь предложит всем нам, духовенству и мирянам, Тело и Кровь Христовы, припадем ко Господу нашему и всей силою веры будем истово со всей любовью к Богу повторять слова: “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”.
Аминь.