Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в Неделю о слепом
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом
Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь
29 мая 2022 г., с. Болдино
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе! Мы с вами только что слушали продолжительное Евангелие – почти полностью девятую главу Евангелия от апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В ней повествуется о том, как Господь вышел из Иерусалимского храма, в котором Он Своим Божиим правдивым словом обличал фарисеев в неправде, и они желали побить Его камнями (Ин. 9, 1-38). Выйдя из храма, Господь видит у притвора сидящего слепого от рождения человека. Ученики, замечая, что Господь остановился и внимательно смотрит на сидящего и просящего милостыню слепого, справедливо задают Ему вопрос: «Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9,2). Они спрашивают Его так потому, что Ветхозаветный закон в книге Исход свидетельствует о том, что за грехи родителей отвечают дети. Так было в Ветхом завете. И Господь произносит совершенно неожиданные для слышавших Его слова: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3).
Совсем недавно мы с вами осмысляли событие исцеления расслабленного человека при Овчей купели, который 38 лет лежал и ожидал сошествие Ангела на воду. Господь, исцелив того человека у Овчей купели, сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). Поэтому ученики, намеренно, слыша слова Спасителя о том, что Он говорил расслабленному, задают вопрос: «Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2). Имы слышим совершенно необычный ответ Господа, что слепота этого человека не является следствием того, что согрешили его родители или он сам, а все это происходит к особой, вящей Славе Божией.
Это необычно для нас с вами осмыслить: как это может быть, что человек не виноват, но как будто бы наказан. Нам не постижима глубина и сила милосердия Божия, которое покрывает всякий недостаток в человеке, всякий духовный, душевный и телесный изъян. Но нам очень важно понимать, что мы являемся носителями общей для нас человеческой природы и все наши поступки глубоко отражаются на нашей нравственной природе, причем отражаются не только в виде привычек и особенностей характера, но напрямую и на физиологии нашего организма так, что наши греховные привычки и страсти становятся частью нашей природы, поскольку приражают ее и сообразуют ее к особенному поведению. Мы, являясь единотелесниками с нашими детьми, во многом определяем то, как наша с вами природа запечатлевается на наших детях, на нашем потомстве. Именно поэтому Господь, зная это устроение человеческого рода, призывает нас к тому, чтобы мы воздерживались от грехов, чтобы мы ответственно несли личное служение, ведь это безусловно, к сожалению, отражается на природе нашего потомства. Так что, и внуки, и правнуки, и последующие поколения носят в себе то, что в том числе происходит и с нами.
Безусловно, пришествие в мир Спасителя отменяет всякую вину человека за грех другого, даже родителя. Но последствия греха –это то, что отражается на повреждении нашей с вами природы. Дети наши являются наследниками последствий нашей греховной жизни. Тот или иной изъян и в духовном проявлении жизни человека, и в проявлении телесном во многом определяем мы сами. В этом мы несем ответственность за изъяны наших детей, а дети несут последствия наших с вами грехов. Это чрезвычайно важно нам понимать, прося Бога о том, чтобы Он дал нам благодать Пресвятого Духа, которая исцелила бы нашу греховность, которая бы затянула раны нашей души, которая помогла бы и детям, и внукам, и всем поколениям окружающих нас людей.
А здесь, в исцелении слепорожденного, Господь проявляет особую славу, которая исцеляет, как об этом говорят древние святые толкователи Евангелия, не только телесные, но и духовные немощи этого человека, являя, как они (толкователи) говорят, двойное исцеление. Человек, воспринявший его, вдвойне получает невероятную духовную пользу. Он не осознает уже, что он был чем-то наказан или ущерблен, или ущемлен. Он прославляет Бога.
Так бывает в некоторых случаях, которые проявляются к славе Божией. Но, а мы с вами в большинстве случаев нашей греховной жизни сталкиваемся, к сожалению, с иным. Поэтому, дорогие мои, будем с особой ответственностью совершать наш жизненный путь, понимая, что он определяет путь иных людей. Будем сами верно ориентироваться в нашем житейском бурлящем грехом море, чтобы нам правильно проложить путь к спасительной гавани, коей являются Церковь Христова и Сам Господь, дающий нам в этой гавани Свое Божественное упокоение.
Этот случай со слепорожденным научает нас тому, чтобы мы не только сами правильно выстраивали личную жизнь, но и были бы ориентирами для жизни других людей. Это особенным образом важно для нас, монашествующих и священнослужителей, поскольку на нас двойная задача. Задача в том, чтобы правильно выстроить свою духовную жизнь, ведущую нас с помощью Божией ко спасению, но еще и другим показать этот правильный путь. Поэтому, дорогая братия, священнослужители и монашествующие, мы с вами стоим перед важным, ответственным выбором каждый раз, потому что не имеем права быть соблазном для окружающих нас людей. Потому что во многом мы являем собою пример или, к сожалению, соблазн.
Слепорожденный человек, прозрев духовно и телесно, обличил своим словом иудеев, пытавшихся выяснить хоть какую-либо греховность его или его родителей, или обвинить в чем-то Христа: «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин. 9, 27). Не может человек грешный исцелить слепорожденного, это немыслимо. Тогда они, обличенные в своей неправде, изгнали Его. Но Господь, призирая всякого изгнанного правды ради, еще раз встречает его и говорит о том, что это Он, Иисус, и есть Тот Человек, Который исцелил его, и Он – Господь и Бог.
Духовно и телесно исцеленный человек исповедует Господа и Бога и Спасителя нашего, указывая и нам, дорогие мои, как мы должны стремиться к нашему духовному прозрению, чтобы быть способными исповедовать Господа Воскресшего, нас ради пришедшего в мир и Воскресшего ради того, чтобы воскресить наши души, чтобы сделать нас духовно зрячими, способными воспринимать Его, Бога, видеть красоту Божиего мира, прославляя Бога и Спасителя и Творца нашего, давая нам повод вновь и вновь возглашать пасхальное приветствие, которое очень скоро мы прекратим совершать. Но могли бы это делать, как об этом говорит преподобный Серафим Саровский, круглый год, провозглашая эти жизнеутверждающие слова: «Христос Воскресе!».