Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти блаженной Матроны Московской

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти блаженной Матроны Московской

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти блаженной Матроны Московской

2 мая 2022 г., г. Смоленск,

храм блаженной Матроны Московской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Святитель Игнатий Брянчанинов, рассуждая о слышанном нами сегодня евангельском чтении, обращает наше внимание на саму суть евангельских событий (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1. Фарисей). Господь был приглашен в дом фарисея, которого евангелист Лука называет по имени – Симон ( Лк. 7, 36-50). Этот фарисей, исполняющий в точности Закон и по своему духу, очевидно, горделивый человек, проявил неуважение к Тому, Кого он называл Учителем. В беседе Христа с этим фарисеем в отношении пришедшей в его дом женщины, омывающей слезами и маслом ноги Спасителя, Он говорит: «Я пришел к тебе в дом, и ты не подал Мне воды, чтобы вымыть ноги. А она своими слезами омыла Мне ноги и своими волосами вытерла» (Лк. 7, 44). По ветхозаветной традиции, хозяину дома надлежало умыть ноги всякому пришедшему в дом страннику. Об этом Господь указывает этому фарисею, который в силу своих личных амбиций не совершил должного гостеприимства.

Как об этом нам говорит святитель Игнатий Брянчанинов, данная евангельская история свидетельствует о пагубности горделивости и о спасительности смирения и сокрушения сердечного. Там, где есть смирение и всегдашнее покаяние – там и святость. Где горделивость и чопорность – там святости не может быть.

Женщина, известная в городе, как говорит евангелист Лука, своим нецеломудренным поведением, подойдя ко Христу со спины, поскольку не дерзала подойти к Нему прямо, начала возлежащему Спасителю слезами своими омывать ноги и отирать их своими волосами. Этим она проявила глубочайшее смирение и покаяние за то, что совершила в своей жизни. На это фарисей мысленно рассуждал, как это Он, Человек праведный, Учитель, не осознает, какая женщина к Нему подошла и прикасается к Нему. (Лк. 7, 39).

Но Господь, читая мысли и видя настроение фарисея Симона, обличает его и приводит в пример о человеке, давшему в долг, и о двух должниках, один из которых должен был 500, а другой – 50 динариев. Оба должны были и оба не могли отдать своего долга. И всем господин простил долг. Господь задает ключевой вопрос фарисею: «скажи же, который из них более возлюбит его?» (Лк. 7, 42). Фарисей совершенно верно, логически рассуждая, ответил: «думаю, тот, которому более простил» (Лк. 7, 43).

Так вот, дорогие мои, Господь каждому из нас прощает грехи. Но, как об этом свидетельствует Сам Господь, отвечая раскаявшейся женщине, Он прощает больше тем, кто Его больше возлюбил. Поэтому, если мы любим Его меньше, если мы к Богу относимся формально – на что мы можем надеяться? Если мы с укором к Нему постоянно обращаемся: «Ты мне должен был то-то и то-то сделать в моей жизни. Ты мог бы мне вот так сделать, а произошло совершенно по-другому. Ты, Господи, несправедлив…», – то чего мы ждем, не замечая своих грехов, своей гордости и неспособности выполнять Закон Божий?

Нет человека на этой земле, который жил бы и не согрешил. Всякий из нас – священник, монах, мирянин согрешает перед Богом. Но дело не в том, что мы согрешаем. Важно то, каемся ли мы, исправляем ли мы образ своей жизни, свидетельствуем ли Богу о своей жизни через исполнение заповедей, через любовь к Нему и к ближним.

Поведение фарисея свидетельствует о его небрежении по отношению к женщине, пришедшей в его дом. Очевидно, что он считал, что есть люди высшего сорта, а есть люди какого-то иного, низшего сословия. Такая установка, к сожалению, бывает и в нашем греховном обществе. Иногда мы кичимся властью, богатством, интеллектуальным превосходством, и, может быть, даже духовным саном. Все это, на самом деле, нас не приближает к Богу. Господь обличает нас, когда мы бываем горделивы, когда у нас нет покаяния. Он указывает нам через образ этой раскаявшейся женщины на то, что всякий человек, сколько бы грехов и каких бы грехов ни совершил, способен к покаянию. Каждый из нас, в силу своей любви к Богу, может надеяться на то, что Он скажет нам: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 50).

Дорогие мои, пусть никогда, ни в какое мгновение нашей жизни не посещает нас отчаяние в том, что мы – нераскаянные грешники, что Господь не простит нас. Это все неправда. Господь прощает всякого, обращающегося к Нему, даже в последние минуты жизни. Поэтому будем искренне надеяться на Бога, на Его милосердие. Будем равно относиться с любовью к каждому человеку, кем бы он ни был – начальником или человеком низкого, как говорят в нашем падшем обществе, социального уровня.

И фарисей, которого Господь обличает, и эта женщина, которую Господь простил и благословил идти совершать свой путь жизни в праведности, – свидетельствуют о том, что могли совершать в этой жизни святые угодники Божии.

Образ блаженной Матроны, память которой мы ныне совершаем, свидетельствует, что эта хрупкая, нездоровая физически женщина, слепая, находясь на одре, совершала великие Божие дела. Тысячи, десятки тысяч людей стремились к ней при ее жизни в богоборческое время. После ее блаженной кончины народное почитание было таково, что сотни тысяч, а, может, уже ныне и миллионы людей, прося блаженную Матрону в своей искренней горячей молитве о помощи, получают ее. Вот, что совершает Бог в немощи человеческой. Но в немощи той, которая любит Бога, которая любит человека. Поэтому кто бы каким немощным из нас не был – пусть никто не говорит, что он не способен что-либо сделать для этого мира. Это все неправда. Какими бы немощными, старыми не были бы мы, мы способны о мире возносить наши молитвы. Мы способны взывать Господу о собственном покаянии и о покаянии всего мира, молясь и за воинство, и за власть. Чтобы Господь умудрил их в правильном управлении нашим народом, чтобы Господь дал силы побеждать нам и в первую очередь побеждать собственные грехи. Чтобы Господь принес в наше неспокойное время мир на нашу землю. Чтобы Господь молитвами Царицы Небесной, блаженной Матроны помиловал всех нас и даровал нам спасение и во всем благое поспешение.

Пусть Господь сохранит нас молитвами блаженной Матроны, память которой мы сегодня отмечаем.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти блаженной Матроны Московской