Обновления

Слово митрополита Исидора в праздник великомученика Георгия Победоносца

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник великомученика Георгия Победоносца

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в праздник великомученика Георгия Победоносца

6 мая 2022, г. Смоленск

Верхнегеоргиевский храм

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, Святая Церковь предлагает нам Евангельское чтение от Иоанна, в котором звучат очень грозные, непонятные для нас слова. Непонятные в силу своей правдивости, искренности, с которой Сам Бог произносит эти слова Своим ученикам: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (Ин. 15, 18-19). И в этих страшных словах прослеживается невероятная жестокость мира к Самому Богу.

Зададим себе вопрос: отчего же миру ненавидеть Бога? Ведь как нам об этом свидетельствует Евангелие: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 16). Какое ещё может быть свидетельство того, что Бог любит мир? Но не только эти слова о Боге, пославшего Сына Своего Единородного, но сам подвиг Сына, пришедшего в мир, принявшего на Себя испорченную грехом человеческую природу, воспринявшего всю человеческую природу: с разумом, чувствами – всю, кроме греха. И воспринявший эту природу, понесший её на Себе,  Господь пострадал в Своей Богочеловеческой Ипостаси: добровольно принял на Себя страдания, взошёл на Крест, умер на Кресте ради того, чтобы со своим Божественным Воскресением совоскресить всякого человека. Он – Бог, воспринял нашу человечность, поэтому человечество не могло не совоскреснуть с Богом, ведь Он соединил это человечество с Собой нераздельно и неразлучно.

Сам Господь свидетельствует и словом, и делом  о том, как Он любит мир. Отчего же миру ненавидеть Бога? Да потому что Господь говорит в ответ на этот вопрос, что Бог пришёл не только спасти мир, но и обличить грехи мира. И вот за то, что Господь обличает грех мира, за то, что Он является источником Света, а в Свете видно все дела тьмы, за это мир Бога и ненавидит. И также этот мир греховный, ненавидит и тех, кто служит Богу, ведь они носители Света. Господь так и призывает: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Именно таким образом и поступал Сам Господь в годы Своего служения миру, в Своей Нагорной проповеди и иных действиях, совершенных Им и описанных в Евангелиях. Он был совершенно открыт миру, и не было мгновения, чтобы не было рядом с Ним какого-либо человека: всегда были ученики, всегда было множество народа: фарисеи и первосвященники, и все те люди, которые пытались обличить Его в грехе, в нарушении Ветхого Завета. Но Господь не нарушил Им же созданный Ветхий Завет. Господь исполнил всё до последней черты, и никакой самый умный ветхозаветный первосвященник и фарисей, никакой совопросник века сего не способен обвинить Христа в том, что Он пришёл нарушить Закон. Он пришёл его исполнить, как об этом и говорил Сам.

И через это исполнение Закона, Им сотворенного и созданного ради человека, Он приводит человечество через Закон к Любви, поскольку Сам является этой Любовью, и об этом нам свидетельствует апостол Иоанн Богослов в своём соборном послании. Апостол прямо говорит: “Бог есть любовь” (1 Ин. 4, 16). Поэтому, каковы аргументы мира против Бога? Никаких, только раздражение, только злоба, ненависть, противление Божиим заповедям.

А мы, дорогие мои, нося нашу с вами греховную природу, являемся частью этого греховного мира. И наша с вами задача состоит в том, чтобы силою Божией, благодатью Духа Святого, которая исходит от Бога Отца через Сына побороть в себе этот грех, эту злобу. И, как об этом говорит святой апостол Павел: “… отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (Еф. 4, 22-24). И мы с вами, дорогие мои, каждый день, каждое мгновение ведём борьбу с этим ветхим человеком, который коренится в нашем духовном сердце, мы всё время боремся, совершая нашу молитву, совершая те добрые дела, к которым нас призывает Господь, сопротивляясь наветам диавольским. Мы – борцы, к этому нас Господь и призывал изначально через Своих апостолов и учеников. Всякий, кто следует за Христом, является подлинным воином Христовым, и к этому воинству призваны и мы.

Подлинным воином Христовым вил себя и святой великомученик Георгий Победоносец – известный военачальник. Как об этом свидетельствуют мученические хроники и свидетельства древних святых отцов, он был руководителем, который назывался тысяченачальником, у римского императора Диоклитиана – это высокий статус. И этот молодой человек, видя те гонения, которые нечестивый император Диоклетиан совершал против православных христиан, видя эту несправедливость, сложил с себя полномочия и объявил себя христианином. И после этого объявления христианином он был подвержен мученическим страданиям. Эти страдания в той степени, в которой можно было бы изложить, описаны в житии великомученика Георгия Победоносца, составленном святителем Димитрием Ростовским. Эти мученические страдания поминаются во многих древних памятниках христианства, в тех проповедях, в тех мученических хрониках, о которых говорят святые угодники Божии, вспоминая те времена. Великомученик Георгий Победоносец был умерщвлен после многих страданий через отсечение главы в 303-м году.

С тех пор великомученик Георгий Победоносец являет нам духовный образ победителя, образ воина Христова, который следует за своим Военачальником, которым является Сам Христос, победивший смерть и выведший ветхозаветное человечество, желающие быть с Богом, из ада, умертвивший само понятия ада, ведь там, где Бог, не может быть ада. Теперь ад – это даже не столько место, это состояние нашей души. Ад, по мнению древних святых отцов – это состояние богооставленности, это наше стремление быть без Бога. И вот где мы стремимся быть без Бога, там и ад.

Поэтому, не дай Бог быть нам богооставленными, не дай Бог нам отворачиваться лицем нашем от пресветлого Лика Божиего. И дай Бог нам смотреть на этот немерцающий, вечный, открытый Лик Божий нашим сердцем, нашей душой, нашим взором, как это делал великомученик Георгий Победоносец. Смотреть, как это делали иные воины Христовы – древние мученики,  подвижники благочестия, и новомученики Церкви Русской, которые следовали, в том числе, примеру великомученика Георгия Победоносца.

Дорогие мои, вглядываясь в иконописное изображения Георгия Победоносца на коне, мы вспоминаем чудо, которое он совершил в своём городе. Как мы помним, жители того города по языческим традициям отдавали на съедение чудовищу, жившему в озере, своих молодых детей – юношей и девушек.  Явившийся на коне Георгий Победоносец пронзил чудовище копием, как это изображено на иконе, освободил городан от этой напасти и привёл их к вере ко Христу. Пусть и нас этот духовный образ приводит ко Христу, пусть и нас образ великомученика Георгия Победоносца воодушевляет к победе над ветхим человеком, пусть образ Георгия, который изображен на знамени града Москвы, будет и нашим знаменем, символом победы Христовой над смертью. Пусть великомученик Георгий являет свою силу там, где требуется его помощь.

Будем возносить молитвы об Отечестве нашем, о Верховном Главнокомандующем Владимире Владимировиче Путине, о воинах наших, которые так нуждаются, помимо тех сил, которые им даны, в благодатной силе Божией, которые нуждаются в защите и руководстве великомученика Георгия Победоносца. Пусть его помощью, его защитой, Господь избавит нас от всякого зла, от всякой злобы человеческой, пусть его предстательством и молитвой Господь защитит народ наш христианский и даст нам ту победу, которая так необходима для всех нас.

И как в годы Великой Отечественной войны, перед самым подписанием акта о капитуляции фашистской Германии, народ со слезами благодарности к Богу и Георгию Победоносцу, 6 мая 1945 года молился в храмах, так и мы сегодня будем возносить молитвы, чтобы Господь защитил Отечество наше, из глубины сердца взывая к великомученику Георгию Победоносцу – верному служителю Христову, знаменосцу нашей Русской Победы. Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Аминь. Христос Воскресе!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в праздник великомученика Георгия Победоносца