Слово митрополита Исидора накануне дня чествования славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
накануне дня чествования славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павлахрам святых апостолов Петра и Павла,
г. Смоленск, 11 июля 2022 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, великих угодников Божиих, которых Господь поставил пасти Церковь Свою, которые явились начальниками всех пастыреначальников, образцами веры и послушания Богу, мы слышим строки Евангельского чтения от Иоанна (Ин. 21, 15-25), в котором Господь, явившийся в третий раз ученикам, спрашивает Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин. 21, 15). И Петр, который преисполнен покаянием перед Богом за то трёхкратное предательство, которое он совершил во время ареста Спасителя и нахождения Его у Понтийского Пилата и Каиафы, трижды засвидетельствовал Господу, что он Его любит. И говорит Петр: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 15).
По слову преподобного Симеона Нового Богослова, этот диалог Петра с Господом указывает нам, пастырям и народу Божиему, на то, каким должен быть пастырь, каким должно быть действие пастырское, и как народ должен относиться к пастырскому служению: «Что пасти народ и пещись о спасении братий есть дело многоспасительное, как завершение любви, которая есть глава закона и пророков, этого никто не может отвергать…Не следует всякому человеку, просто и как ни случилось, необдуманно брать на себя настоятельство над другими, – явно и это для всякого, у кого ум не омрачен совершенно. Впрочем, многие не знают ни того, что означает приведенное слово Господа, ни того, каким образом пасти овец Своих повелел Господь Петру» (Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 82-е).
В толковании этот отрывок из Евангелия преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что словами «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» и «паси агнцев Моих», Господь указывает на непременное условие всякого пастырского служения. Этими условием должна быть пастырская любовь к Богу и ближним. Если в пастыре нет любви к Богу и ближним, невозможно такое служение, оно будет опасным: «Когда Господь сказал Петру: паси овцы Моя…ведай, что ты будешь истинно пасти их не тогда, когда станешь переводить их с пажити на пажить, чтоб они утучнели телесно, как то делают пастыри бессловесных овец, не тогда также, когда будешь запирать их в стенах и ограждениях овчарных, но когда будешь научать их соблюдать все, что Я повелел. Это потом заповедал Господь особо и всем Апостолам, говоря: “шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф.28,19-20), прибавив и еще: иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16, 16)» (Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 82-е).
Так что в каждом из нас, пастырей, должна быть неизменно любовь к Богу и ближним. Господь этими словами к Симону Петру указывает на тот образ мысли и образ жизни, который должен быть у пастыря, ведь пастырь не заботится о том, чтобы был благоукрашен его дом, о пропитании и о чем-то кроме того, чтобы усердно пасти свое стадо. Так бывает у добросовестного пастыря Божиего: главные заботы должны быть не о домашнем, не о мирском, а обо всем том, что относится к пастве. Так что пастырь Божий, подобно пастырю из Евангельской притчи, должен оставить, в случае необходимости, девяносто девять пасущихся овец, чтобы спасти одну, погибающую. Так должно быть во всех обстоятельствах церковной приходской жизни.
Кроме этого, преподобный Симеон Новый Богослов указывает на то, каким образом должно осуществляться пастырское служение: «Как же пасти? – Уча их иметь ко Мне (говорит Господь) веру светлую, чистую, не колеблющуюся, и любить Меня от всей души и от всего сердца, как и Я возлюбил их. Станьте бедны деньгами, да будете богаты благодатию Святого Духа; презрите земную славу, чтоб получить небесную» (Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 82-е). Заботиться пастырь должен так, чтобы паства была духовно здоровой, получала средства духовного лечения, кои Сам Господь, Великий Пастыреначальник предлагает своей пастве.
Поэтому у всякого пастыря Церкви Христовой много забот, деяний. Но эти деяния не могут осуществляться без братской помощи самой паствы, которая являет собой соборность Церкви и молится за своего пастыря. Паства поддерживает руки своего пастыря подобно тому, как ученики Моисея поддерживали его благословляющие руки. Паства Христова заботится о том, чтобы пастырь не думал о мирском, не заботился о своем пропитании, жилище, чтобы он всю свою жизнь, все мысли и чувства полагал на то, чтобы пасти стадо.
Поэтому, дорогие мои, не все зависит от пастыря, очень много зависит от паствы, от нас с вами. Всякий пастырь бывает благоуспешен только тогда, когда паства ему помогает, когда все вместе – пастырь и паства, являют собой соборность духа и жизни во Христе Иисусе. Будем же стремиться к тому, чтобы не только наблюдать за пастырем и строго судить его действия, но проявлять заботу и милосердие. Будем молиться о нем в наших утренних и вечерних молитвах, будем обязательно писать имя нашего с вами пастыря в тех записочках, которые мы подаем о своих родственниках и близких. Когда пастырь вынимает частички на жертвеннике перед Божественной литургией и читает в записочках, в том числе, и свое имя, они видит, прежде всего, свидетельство соборности Церкви, заботу, которые пасомые проявляют о нем. И когда его посещают секунды отчаяния, уныния и всех бесовских искушений, которые, в первую очередь, направлены против пастыря, он воодушевляется любовью, которую проявляют пасомые по отношению к нему. Будем же внимательны в нашей любви к пастырям.
А пастырям необходимо все силы своей души отдавать на служение Богу Христу, Пастыреначальнику. Ведь то вопрошение, которое Спаситель предложил апостолу Петру, Он обязательно задаст нам, пастырям. И вот задача всякого пастыря состоит в том, чтобы так же как апостол Петр, из глубины сердца, ответить: «Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Это возможно лишь тогда, когда мы все вместе являем собой единую соборную и апостольскую Церковь.
Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла пусть Господь укрепит нас в нашем сужении Ему и Церкви Христовой.
Аминь.