Слово митрополита Исидора в Спасо-Вознесенском женском монастыре города Смоленска
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Спасо-Вознесенском женском монастыре города Смоленска
Спасо-Вознесенский женский монастырь,
г. Смоленск, 30 августа 2022 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь предлагает нашему осмыслению 1 главу Евангелия от Марка.
Мы слышали, как Господь, идя вдоль Галилейского моря, призывает к апостольскому служению Симона и Андрея, Иакова и Иоанна. Симон и Андрей ловили рыбу, а Иаков и Иоанн занимались починкой сетей. И мы обращаем внимание на то, как Господь при встрече с будущими учениками говорит им, чтобы они последовали за Ним и они немедленно оставляют свою работу, которую совершали всю свою сознательную жизнь, и следуют за Христом.
Какова сила веры и самоотверженности этих людей! Нам трудно представить, чтобы мы, занимаясь тем или иным делом, живя в своем личном пространстве, в определенном смысле, комфортном для нас самих, могли бы вот так немедленно, подобно этим людям, оставить все и последовать за Господом. Последовать таким образом, чтобы не пойти проститься с ближними, не пойти доделать какие-либо недоделанные дела, которые всегда бывают в нашей жизни, не взять с собой того, что дорого нашему сердцу, а все это оставить и последовать за Христом.
Этот ответ со стороны учеников на призыв Господа является примером, прежде всего, для нас, монашествующих. Поскольку мы добровольно откликнулись на призыв Божий к этому особому служению, которое сопрягается с апостольским служением. Апостолы никогда ничего с собой не брали – никакой дополнительной одежды и чего-либо, они просто следовали за Христом. Как мы с вами знаем из Евангелия, иногда бывало так, что им нечего было даже есть. Но ученики не заботились ни о чем мирском, поскольку Господь заботился о них и они полагали все свои силы в веру в Него, надеясь, что Спаситель все делает необходимое для их спасения. Для нас, монашествующих, именно такое настроение духа очень важно. Важно, чтобы мы осознавали, что ничего не должно нас заботить кроме Божией воли, ни на что мы так не должны надеяться, как на Божий Промысл и на его Божественное милосердие. Мы не должны искать в нашей жизни того, что могло бы нас отвлекать от призыва Божия, что могло бы разгневать Господа, Который призвал нас к особому служению.
Это относится и к священнослужителям, посвятившим свою жизнь Богу. Но и всякий мирянин в той или иной степени по послушанию Богу посвящает Ему свою жизнь. Да, в жизни всякого человека, живущего в миру, много мирского, много забот, но это и есть крестоношение. И Господь ждет от такого человека, что он будет достойно нести свой житейский крест, который никоим образом не легче креста священнического или монашеского. Всякое достойное служение в миру очень тяжкое, поскольку требует столько же самоотвержения, подвигов, молитв, искушений, испытаний. И тот христианин, который не искушен этими житейскими проблемами и не испытан Богом в своей верности Ему, не может называться достойным христианином.
Испытания и искушения присутствуют в монашеской и священнической жизни. Этих испытаний много у тех людей, которые связывают свою жизнь со служением Церкви, посвящают её тому, чтобы служить при храмах, монастырях, учебных заведениях и иных местах. Без веры и самоотвержения не возможно наше достойное служение Богу. А вера возгревается нашей молитвой, нашими усилиями по исполнению заповедей Божиих. Вера наша укрепляется, когда мы испытываем себя и через это испытание себя и своей воли, самопожертвования воле Божией мы бываем Богом укрепляемы. Мы Богом укрепляемы в Святых Таинствах. Поэтому для всякого из нас, священника, монаха, мирянина важно участие в Таинстве Исповеди, Причастия и других Таинствах. Важно участие в жизни Церкви, поскольку жизнь Церкви для нас и есть естественная среда обитания.
Услышим это, дорогие мои! Не мир с его страстями и похотями, а жизнь Святой Церкви для нас вами естественное место, которое помогает нам обрести жизнь вечную. Поэтому мы должны искать всего церковного, всего того, что наполняет церковными традициями нашу жизнь. Очень важно, чтобы это происходило не только в храмах Божиих, но и за их стенами, там, где наша мирская жизнь. Необходимо, чтобы церковные традиции пронизывали нашу жизнь, начиная с того момента, когда мы просыпаемся, накладываем на себя крестное знамение, заставляем себя помолиться утром и думаем о том, как угодить в этот день Богу.
В этой связи особенно важно помнить, что угождение Богу должно выражаться всей нашей жизнью, особенно, через достойное поведение среди домашних. Это относится к старшему поколению, бабушкам и дедушкам, родителям, которые обязаны являть пример христианской жизни для своих детей и внуков. И если этого внутреннего подвига нет, если дети и внуки не почерпывают пример христианской жизни от нас, людей старшего поколения, то никакого с нашей стороны христианского поведения нет и наше временное благочестие во время богослужений ничего, равным счетом, не стоит.
Поэтому мы одинаковым образом должны быть христианами как во время богослужения в храме, так и вне его приделов. Но так часто бывает, что христианин, который ведет себя благочестиво в храме и дома, не совсем правильным образом ведет себя во время своей работы, служения, там, где он исполняет свой профессиональный долг перед людьми и Отечеством. Это относится не только к священникам и монашествующим, которые обязаны правильным образом вести себя круглые сутки. Это относится, дорогие мои, и к мирянам.
Так измеряется сила нашей веры в Бога. Через наше благочестие, благодать Божию, которой удостаивает нас Господь, через наш христианский подвиг укрепляется наша вера. Отсюда бывает самоотверженность, способность слышать призыв Божий к тому или иному доброму. И если мы, часто бывая на богослужении, не воспринимаем нашим сознанием Священное Писание, если в наше сердце не проникают духовные смыслы благодати молитв – значит сердце наше пока каменное. В этой связи мы обязаны пересмотреть весь круг нашей жизни. И в этом нам очень ясно помогает Святая Церковь через свои богослужения, нравственные указания, святоотеческие творения, письма духовных отцов, наставников, через благословение нашего духовника, через наш прямой вопрос священнику, к которому мы пришли на исповедь. Через эти прямые вопросы мы получаем изъявление воли Божией.
В сегодняшнем евангельском чтении мы обращаем наше внимание на иудеев, которые удивлялись тому, что сила исходила из слов Божиих, когда он учил в синагоге. Но ничего удивительного здесь нет, потому что это сила благодати Божией. Источник этой силы – Сам Господь. Поэтому, дорогие мои, это очень важно для нас христиан. Если в нашей жизни нет подвига, то и сила нашего слова слабеет. Если в жизни нашей нет покаяния, смирения перед Богом, послушания Ему и Святой Церкви, то никакое наше цитирование Священного Писания другим людям, особенно людям не верующим, не бывает ими услышано. Это происходит потому, что в нашем слове нет той Божественной силы, которая подтверждается благодатью Божией. Поэтому для каждого из нас, священника, монаха, мирянина очень важно, чтобы наше произносимое слово было силой.
Будем просить, дорогие мои, чтобы каждому из нас Господь подал силу слова, силу убеждения. Пусть Он подаст нам ревность нашего христианского подвига, укрепит каждого из нас в христианском делании, в несении нашего многотрудного креста молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, Успение которой мы с вами отмечаем и на молитвы которой мы искренне с вами надеемся. Она – Жизни Матерь и преставилась к Источнику Жизни, Божественному Сыну своему Христу Богу нашему, и в молитвах своих Она никогда не оставляет мир. Аминь.