Обновления

Cлово митрополита Исидора в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Главная > Книга «Слово пастыря» > Cлово митрополита Исидора в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 15 по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Свято-Успенский кафедральный собор,

г.Смоленск, 25 сентября 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Напрасно люди искушают Господа. Невозможно искусить Того, Кто есть Совершенная Любовь. Евангелист Матфей сегодня обращает наше внимание, что искушающие Господа, задали такой вопрос: “Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?” (Мф. 22, 36). Но Творец Закона и Бытия мира сего знает, как ответить на всякие искусы человеческие. На это проявление нелюбви к Богу Господь отвечает совершенной любовью.  Поэтому и ответы Его содержат те самые главные слова, которые необходимы для каждого человека: “Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22, 37-39).

Нерелигиозное сознание не способно совершенно ясно дать ответы на эти главныевопросы жизни, к коим относится любовь к Богу и ближним. Потому что именно безрелигиозное сознание неспособно ощутить любовьк Богу. Там, где нет осознания ощущения любви к Богу, невозможно само по себе религиозное чувство и нет правильного понимания любви к ближним. Господь, отвечая на этот лукавый вопрос, указывает вопрошающему и всем нам на то, что должно быть главным в нашей жизни: любовь к Богу и любовь к ближним.

Но как любить Бога? Как любить ближнего? Кто есть мой ближний? Эти бесконечные вопросы, которые мы задаем Богу и себе в течение всей нашей жизни до самой смерти. Идажетеоретически зная ответы на эти вопросы, мы все равно внутренне духовно не удовлетворяемся ответами, которые Сам Господь нам дает. Мы ясно осознаем, что наш ближний тот, кто находится рядом с нами, что всякого человека мы должны любить. Но “должны” – это не значит, что мы любим. Если бы мы любили окружающих людей, то не было бы того, что происходит между нами.

А что происходит, дорогие мои, между нами? Ненависть, обман, братоубийство, казнокрадство и прочие страшные грехи, которые невозможно даже перечислить священнику на Исповеди. Все это происходит с нами, хотя мы знаем, что такое любовь к ближним и что такое любовь к Богу. Происходит страшное внутреннее разделение в нашем сознании, в нашем сердце и в нашей душе, когда мы знаем, что значит любить и не делаем этого.

Господь нам говорит, что любовь должна быть от всего сердца, от всей души, от всего нашего помышления: “…всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим” (Мф. 22, 37). То есть, любовь должна захватить всю личность человека, и не должно быть места в человеке, которое могло бы не любить Бога и ближних. В этом наша задача. Это одновременно и те смыслы, которые Господь дает для нашего понимания. Это, конечно же, и задача для каждого из нас. Задача, исполнение которой возможно в течение всей жизни. А некоторым и не хватает даже самой жизни, чтобы в подлинном смысле понять, что такое любовь к Богу и ближним. Горе тем из нас, кто бывает неспособен понять в этой временной жизни, что есть любовь к Богу и ближним.

Поэтому, дорогие мои, чтобы научиться любви к Богу и ближним, нужно каждому из нас много работать. Нужно работать над самим собой, над своими ошибками, преодолевать собственную греховность. Ведь любовь к Богу и ближним отрицает греховное отношение к себе, к окружающим людям и к Самому Богу. Этой заповедью, как об этом говорит нам блаженный Феофилакт Болгарский в толковании этого евангельского отрывка, Господь уберегает нас от лжеучений и неправедного отношения к друг другу, потому что гибелью для каждого из нас является злое учение и злое поведение. Если мы приучим свой ум к доброму учению, если мы в своем поведении, в своем образе жизни, в системе наших человеческих ценностей сможем выработать в себе и собою доброе отношение к ближним – тогда мы будем способны постигать то, что есть любовь к Богу и ближним.

Святой апостол Иоанн Богослов в своем Соборном Послании ясно нам говорит, что если мы проявляем нелюбовь к ближним, то значит, мы и не любим Господа, потому что невозможно не любить Бога и при этом проявлять ненависть к ближнему своему: “Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (1 Ин. 4, 7-8).

Чтобы это все ясно осознать, чтобы это наше осознание воплотить в жизнь, требуется каждому из нас много трудиться. А эти труды возможны только там, где есть “училище”, для того чтобы правильно научиться этим трудам. Училищем благочестия для каждого из нас, безусловно, является Церковь Божия. Это главное место нашей учебы, это главное место нашего воспитания, нашего правильного духовного и физического возрастания. Церковь Божия – это наш дом. Главным Учителем в этой Церкви является Сам Христос Пастыреначальник, в подлинном смысле наш Учитель, Воспитатель, наш Детоводитель, Бог.

Поэтому ответим, каждый из нас, на эти, как будто бы неразрешимые вопросы: “Как мне и где научится любви к Богу и ближним?”. – “В Церкви Христовой”. Тогда, когда мы в подлинном смысле, а не в лукавом, являемся частью Церкви, когда мы не только телом нашим, но душою, сердцем и помышлением нашими являемся частью Церкви – тогда мы находимся в училище благочестия. Но если мы пришли в храм Божий, а мыслями нашими пребываем далеко от храма и чувствами нашими мы не в храме, и если наше внутреннее полагание – “сокровище” наше – не в Церкви, когда мы в ней находимся, то мы напрасно приходим в Церковь. Ведь тогда мы не получаем то научение, которое предлагает нам Христос в Церкви. Но если храм Божий, если богослужения, если молитва касаются нашего сердца и нашей души, и мы благоговейно предстоим пред Богом не для людей, а для Него, то мы научаемся Божественным заповедям, проникаемся Божественной благодатью, которой не бывает там, где сердце не идет навстречу этой благодати. Не проникает благодать Божия там, где мысли наши и чувства не сопрягаются с этой благодатью.

Мы с вами можем десятилетиями приходить в храм, так и не став церковным человеком. Поэтому если мы хотим не напрасно потратить время нашей церковной жизни, если мы искренне, по-детски, откроем наше сердце Богу, если мы все наши чувства возложим на упование к Богу, если все наши мечтания и планы мы повергнем под ноги Христа – тогда мы получим от Бога вразумление. Он даст нам осознание того, что есть любовь к Богу и ближним. Но без этого ничего у нас не получится.

Поэтому, находясь сегодня в храме, все вместе: мы, духовенство, и вы, миряне, будем искренне полагать все упование, всю нашу жизнь Богу. Будем просить Его о том, чтобы Он простил наши грехи, чтобы Он изменил образ нашей жизни, образ мыслей и чувств. Чтобы Он направил все это к исполнению тех спасительных заповедей, без которых нам не жить –  любви к Богу и ближним. Пусть каждый из нас осмысленно повторяет эти слова молитв, которые мы с вами сегодня утром повторяли, проснувшись и готовясь идти в храм: “Сподо́би мя, Го́споди, ны́не возлюби́ти Тя, я́коже возлюби́х иногда́ той са́мый грех; и па́ки порабо́тати Тебе́ без ле́ности то́щно, я́коже порабо́тах пре́жде сатане́ льсти́вому. Наипа́че же порабо́таю Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́ Иису́су Христу́, во вся дни живота́ моего́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь”. (Утренняя молитва 8-я, ко Господу нашему Иисусу Христу).

Аминь.

 

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Cлово митрополита Исидора в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением