Слово митрополита Исидора в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их СофииСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 30 сентября 2022 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Воистину, как говорит об этом святой апостол Павел, слово о Кресте – «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор, 1,18). Как мы с вами размышляем во время празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, невозможно нерелигиозному сознанию постичь тайну Любви Бога к человеку. Любви,которая засвидетельствована Крестом Христовым.
Сегодня мы с вами отмечаем память святой великомученицы Софии и её трех дочерей – святых мучениц Веры, Надежды и Любови. Когда мы читаем житие этих великих мучениц и подвижниц веры, наше сердце сжимается от невообразимого страдания и сострадания им, поскольку речь идет о том, что мучители, вопреки всякой человеческой логике, издевались над маленькими детьми всего лишь из-за того, что они исповедовали веру в Бога Живого.
Как нелогично человеческое сознание! Как оно противоречиво самому себе! Там, где должно быть стремление к благу – абсолютное безумие всего лишь из-за вопросов веры. Но не менее нелогичным с мирской точки зрения является поведение их мамы Софии. Как мы читаем в житии, оставленном нам Святой Церковью с самых древних времен, святая София благословляла своих маленьких детей на крестное страдание. Она благословляла их и укрепляла в том, чтобы они мужественно претерпевали эти невыносимые даже для самого мужественного и крепкого взрослого человека страдания. Нам непонятно, как мама может благословлять своих детей на страдание. На этот вопрос мирское сознание неспособно дать ответа, оно способно усмотреть в этом жестокость материнского сердца.
Когда мы обращаемся к Посланию святого апостола Павла к Галатам, мы слышим в первых строках первой главы восклицание:«…благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Гал. 1, 3-4).
Каким образом Божественный Отец самого Возлюбленного Своего, Единственного Божественного Сына направил ради того, чтобы Он искупил Кровью Своею грехи тех, кто ненавидел Его? Ведь человеческий род, совершая грех и отступив от Бога, тем самым засвидетельствовал свою ненависть к Нему. Какая логика может усмотреть в этом разумность? Тебя не любят, а ты направляешь самое дорогое для того, чтобы не просто засвидетельствовать о своей любви, а искупить кровью своей и простить всякий грех тех тому, кто тебя ненавидит. Никакой логики в этом нет, есть только совершенство любви.
Вот этой Божественной любовью были наполнены сердца древних мучеников ради Христа. Этой же любовью наполнены сердца праведных людей, которые совершают свой жизненный подвиг, не опираясь на логику человеческую, а опираясь лишь на веление своего сердца, любящего Бога и ближних. Невозможно усмотреть в подвиге православного христианина какой-то логики. Нет никакой логики в том, что вы пришли сегодня в храм Божий. «Зачем?» – спросит нерелигиозное сознание. Нет никакой логики, чтобы копаться в своем прошлом и стремиться не совершать ошибок в будущем. Нет логики не получать удовольствие мира сего, а стремиться к воздержанию, к посту, молитве, к тому, чтобы самоотверженно служить ближним людям.
Поэтому, дорогие мои, не будем искать логику и в поведении Софии, потому что в сердце её любовь к Богу, подлинная любовь к своим детям, которая детям хочет не конечного, а вечного блага. Это любовь, которая благословляет детей на временное страдание ради того, чтобы получить вечные венцы жизни в Царствии Небесном. Вот какая логика действовала в сердце и уме святой Софии.
Для того, чтобы понять эту логику, нужно вступить в пространство самой жизни, пространство Божественной любви, коей является вера в Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Если не веровать в Бога, если не жить благодатью Святого Духа, то ничего не понятно в жизни христианской, в подвиге и в самоотвержении ради Бога и ради ближних. Также, если не веровать в Бога, будет непонятен подвиг защитников нашего Отечества. Зачем отдавать свою жизнь, такую короткую, которую желательно наполнить какими-то мирскими радостями, временно благим семейным счастьем и иными благами? А человек, мужественный солдат, идет и отдает свою жизнь за други своя, вопреки всякой мирской логике, ведь так хочется жить всякому человеку, в том числе, и самомусолдату.
Поэтому нет никакой логики в любви к Богу и в любви к ближним. Есть только способность нашего самопожертвования, желание встречи с Богом. Есть только желание послужить ближнему. Когда такие чувства будут наполнять наши сердца, тогда и мы с вами будем способны к подвигу ради Бога и ближних.
Сегодня, испытывая свои немощи, пребывая в тех недостатках нашей любви к Богу и ближнему,мы молимся святым мученицам Вере, Надежде Любови и великомученице Софии. Почему именно великомученице? Потому, что она явилась свидетельницей гибели своих трех дочерей ичерез свое сердце пронесла эту гибель. Она сама в конечном счете была умерщвлена мучителями, которые были преисполнены жестокости ради своих временных изваяний богов, ради своих мирских ценностей и предпочтений.
Поэтому, дорогие мои, будем в наших искренних молитвах к Богу просить этих мучениц Христовых умолить Богавселить в сердце благодать Божию, которая укрепит нас в нашем крестоношении, которая бы и нам дала силы, пусть не в мучениях совершить тот или иной поступок, но даже в том обычном христианском подвиге, к коим относится исполнение заповедей Христовых, жизнь темитрадициями и установлениями, которые предлагает Святая Церковь в виде постов, молитв и покаяния. Не предписывает, дорогие мои, а всего длишь предлагает. Пусть хотя бы самое малое крестоношение будет в нашей жизни.Когда мы сможем быть способными на малое, может быть, Господь и даст нам нечто большее.
Сегодня мы искренне молимся святым мученицам, желая, чтобы их молитвами Господь укрепил наше Отечество, каждого христианина, живущего на Святой Руси, чтобы Господь даровал и нам внутреннее осознание, осмысление нашего личного подвига, чтобы мы, преклоняясь перед Крестом Христовым, который ныне пребывает в каждом православном храме, поклонились Богу и совершили свой подвиг любви к Богу и ближним.
Аминь.