Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, день памяти Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова,

9 октября 2022 г., г.Смоленск

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь торжественно отмечает день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это престольный праздник нашего храма. И в этот день Святая Церковь предлагает апостольское чтение 4-й главы Первого соборного послания святого апостола Иоанна Богослова – те стихи, которые начинаются со слов: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4, 12). И далее святой апостол добавляет: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин. 4, 15). Это важная богооткровенная истина, которая указывает нам на то, что, хотя мы Бога и не видели, и Его не видел никто и нигде, но любовь Божия способна бывает открыть нам Бога, причем Бога «не по касательной», а непосредственно. Любовь способна дать нам понимание личности Бога.

Святые толкователи Книги Бытия возвещают нам о том, что по любви к миру Бог его создал. И по любви к человеческому роду был создан человек – по образу и подобию Божиему. В этом проявилась совершенная любовь Бога к миру и человеку. Человек был поставлен сотворцом Богу. Творческим заданием для человека было преобразить мир: творчески, так, как ему завещал Господь еще в Раю. Но человек не справился с этим заданием. Он пал, подвергшись соблазну власти, он преступил заповедь любви к Богу. И поскольку он преступил эту заповедь, весь мир пал вместе с человеком за пределы Рая.

Но совершенство любви Бога проявилось и в том, что Господь не допустил, чтобы человек окончательно погиб. Поэтому Бог возвещал свою волю через святых пророков, святых царей, судей, Он являлся человеку в различных, естественных миру, проявлениях, Он через ангелов свидетельствовал о том, что не оставляет мир. Предсказанный пророками и всем Ветхим Заветом Господь пришел в наш мир и соединился с человеком так, что невозможно отделить Божеское и человеческое – неразлучно и нераздельно. И в этом также проявляется совершенная любовь Бога к человеку. Богочеловек Иисус Христос является нашим Ходатаем перед Небесным Отцом, Он наш Спаситель, Искупитель от греха проклятия и смерти. И само Пришествие в мир Бога является проявлением Его любви. А сколько Господь Своим ученикам говорил о любви. Как Он свидетельствовал им и делами Своими, и чудесами, и воскрешением тех людей, которые назидательно и поучительно для святых учеников и окружающих людей возвещали впоследствии о Боге. И добровольные страдания Богочеловека Христа на Кресте и Его смерть на Кресте, и Его возвещение о Пришествии в мир Бога в аду, и выведение Им из ада праведных людей, Его Преславное Воскресение, Его Вознесение на Небеса, сидение одесную Отца, Его Преславное Второе Пришествие, все это – свидетельство любви Бога к человеку.

В нас с вами эта любовь открылась через Господа нашего Иисуса Христа, Который является Главой Церкви. И сама Церковь является средоточием Божественной любви. Всякий, приходящий и желающий почерпнуть эту Божественную любовь в виде благодати Божией, может легко это сделать. Всякий, добровольно и осмысленно приступающий к Таинству Крещения, получает обновление духа, рождается для новой духовной жизни и ему прощается всякий грех. И через запечатление Духа Святого в Таинстве Миропомазания он становится частью той богоустановленной церковной общины, в которой совершается дело спасения человека. И всякий из нас призван быть к тому, чтобы стать частью Божиего Наследия, Его Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

В нашем единении с Богом и друг с другом происходит познавание нами Божественной любви. Причем, чем ближе мы к Богу, тем совершеннее мы любим окружающих нас людей. А совершенная любовь к ближним, как нам говорят святой апостол Иоанн Богослов и святой апостол Павел, проявляется в том, что мы любим не только любящих нас, но и благословляем ненавидящих и обидящих нас, прощаем согрешения окружающим нас людям. В этом совершенство нашей человеческой любви. И чем совершенней эта любовь, тем мы в большей степени способны постигнуть любовь Бога к нам. Одно без другого не бывает, и святой апостол Иоанн Богослов в своих посланиях указывает нам на это единство любви к Богу и ближним.

Если каждый из нас, дорогие мои, желает понимать, насколько он любит Бога, пусть оценит совершенство своей любви к ближним, особенно к тем, которые когда-либо его несправедливо обидели, неправильно с ним поступили. Когда человек, обиженный кем-то, бывает неспособен простить обидчика в течение многих лет, а такое, бывает, к сожалению, в нас, то значит мы несовершенны не только в любви к ближним, но и к Богу. Для того, чтобы преодолеть это греховное непонимание в самих себе, для того, чтобы преодолеть ту нелюбовь, которая, к сожалению, царит в мире, любовь должна проистекать через нас. Невозможно добиться того, чтобы в мире царствовала любовь, если её нет в наших сердцах. Поэтому, прежде всего, мы – священнослужители, монашествующие, миряне, являясь частью Церкви Божией, должны стремиться постичь любовь. Она должна вместиться в сердце наше, а мы должны быть ее носителями, поскольку без этого мы не познаем Бога и не сможем возлюбить Его по-настоящему. А если мы бываем неспособны возлюбить Бога и ближнего по-настоящему, то бывает крах нашей веры в Бога.

Когда человек задает священнику вопросы: «Почему я никак не могу усовершенствовать свою веру в Бога? Почему я продолжаю сомневаться в существовании Бога?», для пастыря такие вопросы являются признаком того, что у этого чада Божия есть какие-то проблемы в человеческих взаимоотношениях. Значит, есть какие-то трудности, связанные с тем, что он неспособен кого-то или что-то простить. Значит, есть проблемы, связанные с тем, как он устанавливает свои взаимоотношения между своею личностью и Личностью Бога. Поэтому, дорогие мои, наше хождение в храм – это не просто механическое накладывание крестного знамения, не просто подчинение тем традициям, которые предлагает Святая Церковь, не просто знание церковных обрядов и праздников. Это, в первую очередь, наше внутреннее устремление к Личности Бога. Это выстраивание наших личных взаимоотношений с Ним – без этого невозможна вера наша. Это очень трудная работа для каждого из нас. Она значительно труднее, чем выстраивание взаимоотношений между людьми, чем созидание наших семей, где не без трудностей мы находим взаимопонимание с близкими, не без трудностей воспитываем детей. А как Господу трудно с нами. Представьте, как Ему трудно нам, непослушным, неразумным детям, свидетельствовать о Своей совершенной Божественной любви. Но Бог долготерпелив и многомилостив. Он ждет от каждого из нас покаяния, изменения образа нашей жизни к лучшему, ждет нашего стремления к созиданию, добру, к Правде Божией.

Мы с вами должны стремиться к тому, чтобы Правда Божия присутствовала в нашей жизни. Честность по отношению к окружающим людям, честность по отношению к Богу, искренность и простота – всё то, что нам представляется в Личности Бога. И когда мы будем стремиться, чтобы между нами были простые, ровные, искренние, добрые отношения – все то, к чему призывает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и многократно говорит в своих посланиях апостол Павел – тогда для нас будет открыто совершенство любви к Богу.

Будем хранить в наших сердцах образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, возлюбленного ученика Христова. В его житии апостол Иоанн Богослов запечатлевается в образе учителя, бегущего по пустыне за своим чадом, которое он был вынужден однажды оставить из-за своего апостольского служения. И это чадо, молодой человек, стал разбойником и однажды встретил своего учителя апостола Иоанна Богослова, желая его ограбить, как путника, но узнав в нем своего учителя, со стыдом убегал от своего аввы, а святой апостол Иоанн Богослов догонял его, желая лишь того, чтобы тот вернулся к добродетельной жизни. Вот для нас как запечатлевается этот познавший любовь Божию ученик Христов.

Так будем, дорогие мои, подражать нашим подлинным наставникам. Вчера мы отмечали память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, а сегодня отмечаем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Мы видим, как много героев духа представляет Святая Церковь – героев, подражая которым, мы сможем правильно настроить все струны нашей личной жизни, следовать тем направлениям, которые приведут нас ко спасению в Боге. Поэтому, дорогие мои, будем подражать наставникам нашим, искать любви Божией к нам, стремиться к тому, чтобы через познание нашей личной немощи, наших недостатков, через искреннее покаяние перед Богом и ближними постигать любовь Господа.

Пусть святой апостол и евангелист Иоанн Богослов будет нам в этом наставником и духовным руководителем. Пусть никто из нас не жалуется на то, что ныне мало духовных наставников, отцов, пастырей, учителей Церкви. А так хотелось, чтобы у нас был такой любящий и понимающий духовный наставник, который бы легко ввел нас ко спасению. Так вот, этот наставник есть, и имя его – апостол Иоанн Богослов. Поэтому, дорогие мои, еще раз вчитаемся в Евангелие от Иоанна, в его апостольские послания, будем почаще открывать их, чтобы нам научиться у нашего учителя – апостола Иоанна Богослова, любви к Богу и ближним.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти Преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова