Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужскго Исидора в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении,

Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь,

2 октября 2022 года

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в Неделю по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня, когда Святая Церковь предлагает нам поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, обращает наше внимание на необходимость нашего крестоношения перед Богом, мы слышим евангельское чтение от Марка (см. Мк. 8, 34-9, 31). 35-й стих 8-й главы Евангелия от Марка напоминает нам слова Спасителя: «… кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Есть ли противоречие в словах Спасителя? Нет. Ведь душа, по слову древних толкователей Святого Евангелия, это пространство нашей с вами греховной жизни. Даже когда нам представляется, что мы являем собою добродетель, но при этом не отвергаем греховность того жизненного пространства, в котором пребываем, то мы соглашаемся с грехом, мы сопрягаем свою жизнь с ним. А для того, чтобы спастись, нужно отвергнуться греховной жизни, окружающей нас, нужно не прилепляться к ней, нужно не разделять её так называемую ценность. В этом подвиг самоотвержения всякого православного христианина.

Бывает так, дорогие мои, что, мы пребываем внутренне с Богом, в Боге, но греховная жизнь требует от нас отречения от Христа. Такое бывает редко, хотя сама греховная жизнь уже предполагает это отречение. Но наша жизнь бывает выстроена таким образом, что нам стыдно сказать о том, что мы православные христиане. Христианский образ жизни для нас бывает несовместим с тем, что предлагает мир, поэтому и мы не являем этому греховному миру наш христианский образ жизни. О чем идет речь? Нам бывает стыдно засвидетельствовать миру сему, что мы христиане. Каким образом происходит это наше свидетельство? Исполнением заповедей Христовых. В современном греховном мире считается порочным соблюдением заповедей, порочным считается и соблюдение целомудрия, и отвержение богатства и власти, поскольку сам мир настроен на то, чтобы «лучшие сыны» мира сего достигали власти, богатства и удовольствия. Не об этом ли средства массовой информации ежедневно вещают с экранов телевизоров и с красивых обложек глянцевых журналов? Об этом. О том, как разбогатеть, как достичь власти, как получить удовольствие. Вот, к чему приучает, особенно подрастающее поколение, наш современный мир.

Поэтому наше общество, которое объявляет общенациональными высокие духовные ценности, должно осознавать – мы не сможем достичь этих высоких духовных ценностей, если они не будут лежать в основе нашей духовной жизни. Если мы на словах, в том числе на политических площадках, говорим о необходимости нравственности, жертвенности, о патриотизме, но при этом в основе нашей культуры не лежат эти ценности – мы обманываем себя и ничего у нас не получится. Мы с вами, старшее поколение, наблюдаем за тем, как не приучено любить Родину молодое поколение россиян. Как трудно внушить любовь к Отечеству тем, для которых даже не столько в образовательных учреждениях, сколько в пространстве жизни семьи не проповедуется любовь к Родине.

Но как любовь к Родине может проповедоваться, если Родиной для нас с вами является все то духовно ценное, что относится к жизни Святой Руси? В этом суть жизни нашего Отечества. То, что не относится к духовной жизни нашего Отечества, по сути, и не является нашей родиной. А Родина наша там, где Церковь, где Правда Божия, где наши нетленные культурные, духовные, нравственные ценности. А если в жизни семьи нет этих ценностей, то там и проповедовать о Родине нечего. Поэтому в жизни таких семей не бывает не только духовно-нравственного, но и патриотического воспитания. Мы можем легко потерять крепость нашего Отечества, если не будем приучать подрастающее поколение к нашим духовным и нравственным ценностям. А сделать это возможно только тогда, когда наша с вами собственная жизнь будет полностью соотноситься с этими ценностями. Без этого невозможно воспитание. Поэтому каждый из нас, прежде всего, наши семьи должны задуматься об ответственности перед детьми и внуками, перед будущим нашего Отечества.

Во многом, для того, чтобы спасти нашу душу, мы должны погубить греховное пространство нашей личной жизни. И когда мы будем направлены и целеустремлены к тому, чтобы погубить греховность нашей личной, а значит, и общественной, жизни, тогда есть надежда на спасение нашей души, нашего общества. Господь говорит: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк., 8,35). Святитель Николай Сербский на слова Спасителя  предлагает следующее толкование: «Только Христос и Евангелие несравненно больше души нашей. Это – величайшее сокровище во времени и в вечности, и всякому человеку следует без колебаний пожертвовать всем ради некрадомого сего блага. Но почему Господь добавляет: и Евангелия? Не достаточно ли просто сказать: ради Меня? Не достаточно. Господь глаголет: ради Меня и Евангелия, – дабы тем расширить причины смерти для себя и жизни для Бога, а чрез то увеличить и число спасающихся. Итак, спасется тот, кто потеряет жизнь свою ради Христа живаго и бессмертного. Но спасется и тот, кто потеряет жизнь свою ради дела Христова в мире и Его святого учения. Наконец, спасется и тот, кто потеряет жизнь свою ради одной-единственной заповеди Христовой или одного-единственного слова Его. Господь – Законодатель жизни; кто пожертвовал собою ради Законодателя, тот пожертвовал собою и ради Его закона; и наоборот, кто пожертвовал собою ради Его закона, тот пожертвовал собою ради Него. Отождествляя Себя со Своим делом и Своим учением, Господь тем самым распространяет возможность спасения на многих» (см. Святитель Николай Сербский. Беседы. Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Евангелие о кресте и спасении души).

Поэтому очень важно осмыслять, что не только любовь к Богу, но и любовь к ближним для нас спасительна. Эта любовь к ближним в наше непростое время измеряется нашей способностью положить жизнь свою за други своя. Именно в этом исполнении заповеди любви к ближним и находится, в том числе, наше спасение. А как же мы, дорогие мои, способны положить жизнь свою за други своя, если мы ее губим ради греховности своей? Чтобы ее погубить ради Бога и ближних, нужно потрудиться, нужно много потрудиться, нужно быть способным ею пожертвовать.

Крест Христов, который ныне пребывает в каждом православном храме, напоминает нам о той жертве, которую Сам Господь совершил ради всякого человека, живущего на этой земле. Пусть этот Животворящий Крест Господень, который указывает нам путь нашего спасения, который являет нам это спасение через Господа, распятого за нас и Воскресшего ради нас, и для нас с вами будет путем, и истиной, и жизнью.

Святой апостол Павел в Послании в Галатам, которое Святая Церковь предлагает нам сегодня, указывает на то, что никакие мирские дела и исполнение закона само по себе не спасает нас: «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал., 2, 16-20).Все мы – несовершенные исполнители Закона Божия. Невозможно представить человека, который жил бы и не согрешил. Нет такого человека, который не нарушил бы заповеди Божии. Но не тем, что мы не нарушаем заповеди Божии, спасаемся мы. Спасаемся мы верой в Господа Бога и Спаса нашего ИисусаХриста. Пусть эта горячая вера в Бога, наша дерзновенная молитва к Богу за себя, за семью, за Отечество наше станет тем прочным фундаментом, опираясь на который мы проявим нашу любовь к Богу и ближним.

Пусть Господь силою Честного и Животворящего Креста, молитвами святых угодников Божиих, в том числе преподобного Герасима и преподобного Аркадия, Болдинских чудотворцев, спасет, помилует и сохранит нас и Отечество наше.

Аминь.

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении