Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 19-ю по Пятидесятнице.
Свято-Успенский кафедральный собор,
г.Смоленск, 23 октября 2022 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня за богослужением мы с вами слышали Евангельское чтение, в котором евангелист Лука повествует нам о событии воскрешения Господом около города Наин единственного сына вдовы (см. Лк. 7,11—16). Эта евангельская история ярко нам повествует о том горе, которым была охвачена мать, у которой умер единственный сын, а ранее и муж. Так что она являлась совершенной вдовой и,по всей видимости, сиротой.
Господь со своими учениками и множеством народа, как нам об этом указывает евангелист Лука, проходили возле города Наин. Город Наин – небольшое поселение возле Назарета, который выделялся прекрасным ландшафтом местности, характерной для Галилеи: цветущие сады, красивые равнины, взгорья – все это радовало глаз человеческий. Но как это бывает у каждого из нас, не все внешнее радует нас в жизни. И то, что нас прежде всего огорчает – это потеря близких людей. А когда речь идет о потере детей, то такое горе почти не восполнимо.
К сожалению, дорогие мои, некоторые из стоящих здесь и отсутствующих матерей и в наше время теряют своих сыновей. Это происходит и в результате специальной военной операции, которая ныне проводится. Там мы теряем своих сыновей, братьев и сестер.
С горем мы сталкиваемся и в обычной жизни, когда умирают и погибают люди. И так бывает, к сожалению, что множество людей гибнет, не выполняя каких-либо специальных задач, защищая Отечество, а по глупости и легкомыслию, зачастую употребляя спиртные напитки, чему причина многочисленных аварий и иных несчастных случаев, в результате которых гибнут люди. Зайдя на кладбище, мы видим могилы людей, которые умерли, как мы говорим, “безвременно”. То есть раньше того времени, которое Господь полагает человеку, чтобы ему прожить: 70, 80 или более лет. Но так случается, и это страшно, что отцы и матери теряют своих детей.
Представьте себе настроение этой женщины, которая потеряла своего единственного сына. Вокруг неё все участники процессии плакали. Как мы знаем из Церковного Предания, Марфа, Мария и Лазарь, которые сопровождали Спасителя,тоже горевали и рыдали. И Господь, глядя на это человеческое горе, являясь подлинным и совершенным человеком, не мог не сострадать человеку. Его сострадание проявлялось, когда Марфа и Мария плакали по умершему Лазарю, когда скорбел по своей умершей дочери Иаир.
Благодаря евангельским историям мы становимся свидетелями трех воскрешений Господом людей. И все они свидетельствуют о человеколюбии Божием.
Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский, в 1952 году в своей воскресной проповеди указывает нам на три важных обстоятельства, на которые следует обратить внимание, размышляя над этой евангельской историей. Он говорит, что Господь совершает воскрешение ради милосердия, потому что Он и Бог совершенный, и совершенный человек.
Во-вторых, для того, чтобы сокрушить наше безверие в Бога, Господь совершает такое экстраординарное чудо, как воскрешение умершего человека. Конечно же подобное событие вызывает не только религиозный восторг, умиление, но и обличает нас в нашем безверии, когда мы не надеемся на Бога и проявляем маловерие.
И Господь, воскресив сына наинской вдовы, сокрушает наше с вами неверие в Него. Этим воскрешением Господь указывает нам на то, что в нас должна быть надежда на Его милосердие. Она не должна пресекаться в нас.
И в-третьих, Господь указывает нам на необходимость веры во всеобщее Воскресение. Наше неверие во всеобщее Воскресение людей является, в том числе, проявлением нашей не любви к Богу и неверием Ему.
И вот, обличая, стоящих среди Него фарисеев и книжников, в том числе и тех, которые не верили во всеобщее Воскресение, Господь воскрешает сына наинской вдовы. Он подходит к носилкам и прикасается к ним. А всякий ветхозаветный праведник, по новоустановленным иудеями законам, не должен прикасаться к мертвому человеку. Но Господь, проявляя Свою Божественную любовь, выше этих человеками придуманных законов. Он подходит и касается этих носилок, на которых несли мертвого человека, чтобы погребсти его вне города. А почему погребали вне города? Потому, что в городе по древним традициям погребали только именитых, знатных людей, а бедных хоронили в пустыне и пещерах за городом. В такую пещеру несли на носилках и этого молодого человека. Вся процессия рыдала, но Господь подошел к носилками воскресил этого юношу Своим словом. Юноша сел на носилки и начал говорить.
Мы видим, что это чудо не призрачное, а буквальное. Оно Божественное и сверхъестественное. Поэтому, дорогие мои, как важно нам с вами крепко верить в Бога, потому что вера является основанием наших надежд. Без веры наши человеческие надежды бывают призрачными, они сокрушаются под гнетом обстоятельств и изменений, которые вносим мы сами в нашу судьбу и в судьбы окружающих нас людей. Лишь надежда на Бога неизменна, как неизменна должна быть наша любовь к Нему.
Поэтому, дорогие мои, будем все силы нашей души полагать на то, чтобы крепко верить в Бога, чтобы не угасал тот малый фитилек веры в Бога, который все время стремится угаснуть в нашем сердце. Чтобы этого не произошло, мы должны с усердием проявлять нашу любовь к Богу, все время подливать елей в нашу лампаду веры, чтобы она все ярче и ярче горела, чтобы этот свет указывал нам верный путь нашей жизни и согревал нас. Господь своею благодатью, как мы все прекрасно знаем, согревает нас, а мы, к сожалению, отступаем от Него в нашем безверии, согрешениях, как проявлении не любви к Богу.
Поэтому пресечем, дорогие мои, наши греховные устремления, прекратим нашу безбожную жизнь. Будем иметь крепкую веру, несомненную надежду и пламенную любовь ко Господу, воскресившего сына наинской вдовы и нас совоскрешающего в нашей духовной жизни в этой жизни и для вечного царствования вместе с Ним в будущей.
Аминь.