Слово митрополита Исидора в Димитриевскую родительскую субботу
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Димитриевскую родительскую субботуСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 5 ноября 2022 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня Димитриевская родительская суббота, установленная в Русской Православной Церкви, когда святой благоверный князь Димитрий Донской вернулся после Куликовской битвы с монголо-татарами в Свято-Троицкую Сергиеву лавру к преподобному Сергию, игумену Радонежскому и искренне поблагодарил его за молитвы о победе русского войска над неприятелем. Преподобный Сергий, вознося Богу благодарственные молитвы за победу, дарованную русскому народу, повелел, чтобы войско во главе с князем Димитрием Донским взяло пост в наказание за убийства и согрешения, которые совершались во время похода. Войско, совершая этот пост, поминало всех тех сродников и воинов, которые погибли в результате сражения. С тех пор, с XIV века, это поминовение усопших воинов переросло в поминовение всех сродников наших и с тех пор это русская родительская суббота. И мы, наряду с тем, что поминаем ушедших от нас воинов, поминаем в этот день и всех тех сродников и близких, которые ушли из этой жизни в жизнь вечную.
Сегодня апостольское и евангельское чтение напоминает нам о том, что этот час, когда мы уйдем из этой жизни в жизнь вечную, обязательно наступит и никто не избежит этого. Но прежде того, как будет определена наша участь в вечной жизни, последует Суд Божий. Апостол и евангелист Иоанн Богослов приводит прямые слова Господа и Спасителя нашего, Который говорит о том, что обязательно совершит суд по повелению Небесного Отца. И те, кто совершил добрые дела, пойдут, образно выражаясь, по правую сторону, а те, кто совершал дела злые дела и укоренился в зле, пойдут по левую сторону и будут наказаны (Ин. 5, 24-30).
Премудрость Божия предлагает нам осмыслить слова из книги Премудрости Иисуса сына Сирахова, которые назидательны для каждого из нас. Эти краткие слова многократно повторяются святыми отцами, духовниками и наставниками нашими: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир.7,39). Все угодники Божии повторяют нам эту цитату, говоря о том, что когда мы с вами по-настоящему задумываемся о нашей кончине и понимаем, что за всякое согрешение мы понесем ответственность перед Богом, то множество грехов пресекается в нашей жизни, множество попыток совершить грех разрушаются.
Святитель Филарет, митрополит Московский в своей проповеди на праздник Успения Преблагословенной Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии в 1844 году говорил о том этом так: “Если подлинно во всех словесах твоих будешь ты поминать последняя твоя, то есть при всем, что думаешь, говоришь, делаешь, будешь воспоминать и принимать в рассуждение смерть и последующие за нею воскресение, суд, вечное осуждение, вечное блаженство; если таким образом всякую твою мысль, желание, намерение, начинание, поступок, дело предварительно будешь рассматривать и испытывать при свете вечности, то вера и благодать не дадут ли своим средствам более силы и действия к предохранению и спасению, нежели сколько силы и действия иметь могут прелести греха к соблазнению и погублению?” (Слово в день Успения Пресвятой Богородицы, 1844).
Как важно нам помнить о часе смертном! Помнить о том, что все амбиции, дела, которые нам представляются важными, могут быть нисколько не важными, так как со смертью их значимость прекращается. Все наши богатства, стремления к власти ничего не значат, поскольку мы будем положены в простой, а может кто-то даже и в дорогой гроб, но от этого ничего не меняется, потому что даже самый дорогой гроб будет положен в могилу – очень малое место на этой земле. И мы с вами со всеми нашими далекими мыслями и чувствами, пожеланиями окажемся в этом малом месте неглубоко под землей.
Когда умирают и погибают наши близкие, родственники, особенно очень дорогие нашему сердцу, тогда наше сознание сотрясается от того несоответствия, которое бывает в наших мыслях и чувствах. Происходит конфликт в нашем сознании из-за того, что мы редко размышляем о нашем с вами часе смертном. И если никто из нас его не избежит, то почему мы не бываем благоразумны и не заботимся о том, чтобы достойным образом уйти в жизнь вечную, чтобы о нас осталась добрая память среди людей, живущих на этой земле? Почему не заботимся о том, чтобы унести с собой подлинное богатство, коим является духовная жизнь, а не богатство внешнее, которое ничего не значит?
Призыв Божий к тому, чтобы нам не заботиться о себе и своем благополучии не означает, что мы должны небрежно к себе относиться. Это лишь значит то, что мы правильным образом должны выставлять приоритеты в нашей жизни, что забота о Божием, о славе Божией в нас, а значит и о себе, должна быть у нас приоритетной. Всё остальное является лишь инструментом в наших руках: инструментом на доброе или злое.
В том числе это относится и к знаниям нашим. Никакое наше самое уникальное знание ничего не изменит в нашей участи, если оно не направлено на спасение, не приводит к покаянию перед Богом, не делает наше сердце добрее. Такие не добрые знания бессмысленны.
Поэтому, дорогие мои, все мы – и священники, и миряне, должны заботиться о том, чтобы помнить о главном, что начало премудрости – страх Господень. А страх Господень – это наше добросовестное отношение к жизни, которое повлечет и правильное отношение к своей смерти, которая есть переход к Богу в жизнь вечную. Если мы не позаботимся о том, чтобы этот переход был достоин, то случится катастрофа в нашей жизни, ведь мы никуда не исчезнем, и наша бессмертная личность пойдёт на Суд Божий с теми грехами, которые в нас остались нераскаянными.
Поэтому, дорогие мои, используем короткое время нашей жизни для того, чтобы принести сердечное покаяние перед Богом. И сегодня, в родительский день, помолимся особым образом о тех, кто без покаяния ушёл в эту вечную, Богом данную жизнь, кто не смог совершить добрые дела, которые должен был совершить. Помолимся о тех, кто не смог даже сообразить, что произошел тот переход, поскольку это случилось в автокатастрофе или при иных внезапных обстоятельствах, в том числе при нынешней специальной военной операции, когда много людей уходит в мир иной, не приготовившись должным образом. Но если речь идёт о наших близких и родных воинах, которых мы провожали с вами, то они искренне надеются, что мы будем крепко молиться об их здравии. А те из них, кто уходит из этой жизни, совершая свой воинский человеческий подвиг, надеются, что мы всегда будем молиться об их упокоении и прощении грехов.
Поэтому пусть эта родительская суббота послужит духовной пользой для нас с вами и близких людей, которые так нуждаются в нашей с вами молитве.
Аминь.