Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 29 января 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь сегодня предлагает нам евангельскую историю, в которой повествуется о том, как Господь пришел в Иерихон и встретил множество народа (Лк. 19, 1-10). Среди людей, пришедших послушать Божественного Учителя, был Закхей – мытарь. Как об этом нам повествует евангелист Лука, он был начальник мытарей, то есть человеком, который преуспел в своем деле. Деятельность его была очень непопулярной среди народа, поскольку мытарь – это сборщик налогов. Нынешняя система сбора налогов никоим образом не дает нам возможности представить, как в древности собирались налоги. Они собирались, в буквальном смысле, через личный контакт налоговика и того человека, с которого нужно было взять эту подать. Так что Закхей, чтобы достигнуть этого высокого статуса начальника над мытарями, прошел жизненную школу и потрудился над тем, чтобы выбить полагаемые налоги с любого человека.

Мы можем представить, насколько непопулярным этот человек был среди близких людей, знающих его. Очевидно, что ему приходились различными способами , чтобы выжить, «выбивать» деньги из людей. Так это был усердный в своем деле человек. Но с людской точки зрения это был человек чрезвычайно грешный, потому что всё, что от нас отнимается, мы осуждаем и осуждаем всех тех людей, которые принимают в этом участие. Поэтому точно среди иерихонцев этот человек был одним из самых грешных.

И вот этот человек в силу своего малого роста влез на дерево, чтобы поближе рассмотреть Того, Кто заходит в Иерихон. Господь уже был популярен среди народа, так что Его приближение к тому или иному городу вызывало переполох, и все хотели видеть человека, Который возвещает невероятно духовные и высокие слова, исцеляет, воскрешает. Многие из людей даже и из чувства любопытства собирались, чтобы увидеть Господа Иисуса. Иерихонец Закхей также из чувства любопытства влез на дерево для того, чтобы увидеть все то, что сопровождало приход Спасителя в город Иерихон.

Обратим внимание, дорогие мои, на то, как об этом рассуждает святитель Григорий Палама – известный нам автор учения о нетварном Божественном свете. Он в толковании на это евангельское место говорит, что Закхей не столько залез на дерево, а он попытался превозмочь плотское сознание, переступил через ту систему плотского мировоззрения, которое захватывает каждого из нас, он попытался взглянуть за пределы самого себя (см. Григорий Палама святитель. «Толкование на Евангелие от Луки»). Вот что может обычное человеческое любопытство – оно способно бывает нас сподвигнуть интересом к тому, что находится за пределами нашего сознания. На этом во многом зиждется наука. Это любопытство является для многих из нас определяющим в жизни.

Более определяющим в нашей жизни может быть наше религиозное любопытство. Желание из любопытства открыть Евангелие, прочитать наставления святых отцов или иную духовную книгу, зайти в храм Божий, может стать поводом к тому, что мы обретем Бога в свою душу. Обычное человеческое любопытство может стать поводом к тому, чтобы встретить личного Бога. Так что во многом любопытство, являясь пороком человеческим, поскольку пытается взглянуть в иное, личное пространство человека, что не всегда полезно нам делать, в данном случае, являясь любопытством религиозным, способно принести нам духовную пользу.

Так что, дорогие мои, не будем пренебрегать тем, чтобы узнавать что-то религиозное, открыть ту или иную книгу, лишний раз зайти в храм Божий. А вдруг на наше окаменелое и нечувственное сердце в тот момент будет воздействовать благодать Божия? Вдруг это любопытство будет поводом к тому, что я стану прихожанином именно этого храма? А может мне эта духовная книга так понравилась, что я обязательно прочту её до конца?

Теми же чувствами был преисполнен этот мытарь. Спаситель, видя этого человека небольшого роста на дереве, говорит ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5). А что означает для людей востока принять дорогого человека, что значит для восточных людей организовать пир для него? Это радость и торжество необыкновенное. Так что Закхей, как об этом говорит евангелист Лука, будучи богатым человеком, очевидным образом устраивает целый праздник в городе, потому что в его дом зашел Святой Человек. Народ так же, как и Закхей, даже если и не понимал, что это Бог, осознавал, что это необыкновенный, чистый, Святой Человек, не похожий на окружающий людей. Закхей радовался тому, что в его дом зашел Господь Иисус Христос. На радостях и в силу того покаяния, которое настигло этого грешного человека, он произнес Господу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8).

Преподобный Максим Исповедник – известный богослов древности –, толкуя этот евангельский отрывок, говорит о том, что это желание вчетверо воздать всем тем людям, которых он обидел, свидетельствует о глубине покаяния перед Богом, глубине раскаивания в тех поступках, которые совершил за прежний период своей жизни. , Приходом Спасителя в свой дом он разделил время на то, что было до этого пришествия и то, что начнется после (см. Максим Исповедник преподобный, «Толкование на Евангелие от Луки»).

Вот так, дорогие мои, бывает в нашей жизни, когда мы встречаем в своем сердце веру в Личность Бога, когда наша душа осознает, что Он – Господь. И мы также искренне должны отвечать на это Божественное Откровение и присутствие Божие в нашей жизни, мы должны разделять нашу жизнь на ту, которая была до встречи с Богом, и на ту, которая начинается с того момента, когда Бог становится узнаваем в нашем сердце.

Поэтому как важно для нас именно глубокое покаяние. Не поверхностное, не то, которое мы часто практикуем, будучи многолетними православными христианами, когда приходим на исповедь и через механическое перечисление грехов «делом, словом, помышлением» надеемся, обманывая себя, что это есть наше покаяние. Подлинное покаяние это не то, что мы формально, на поверхности нашего сознания чувствуем. Это не то, что даже мы произносим, потому что, будучи пустословными в жизни, и на исповеди в пустоту произносим наши слова. Исповедь для нас с вами не должна быть продолжением этого пустословия. Она должна быть осознанием и свидетельством глубины покаяния, когда мы точно призываем в помощь Бога изменить нашу жизнь, пресечь наши личные пороки, помочь нам укрепить наши духовные силы и встать на путь покаяния. Вот что такое исповедь.

Мытарь Закхей был преисполнен всей глубиной этой исповеди, и она отразилась в том, что после ухода Спасителя из Иерихона, этот человек кардинальным образом изменил свою жизнь. Как нам сообщает житие святителя Закхея, бывшего мытаря, он стал священнослужителем, епископом и много десятилетий послужил Церкви Божией, управляя благочестиво паствой Христовой, приумножая эту паству и не только в спасении личном, но и спасении многих окружающих людей. Этот человек проявил всю силу своего покаяния перед Богом.

Дорогие мои, так и в нашей жизни бывает, что если наше покаяние перед Богом глубоко, то не только мы сами изменяемся в лучшую сторону и становимся светлее, весь мир становится светлее вокруг нас, и люди, видя это наше глубокое раскаяние перед Богом, видя нашу искреннюю любовь к Богу, становятся лучше. Вот вся сила христианского образа жизни, сила проповеди христианской, когда через наше благочестивое житие сотни и тысячи людей приходят к вере в Бога. Вот какая высокая ответственность на каждом из нас, какая высокая миссия у каждого из нас.

Поэтому будем сегодня вглядываться в этот образ начальника мытарей Закхея, ставшего святителем Божиим, чтобы и нам самим изменить свой образ жизни к лучшему, чтобы не только формально и не столько своим формальным присутствием в храме, сколько личным, глубоким отношением к Богу, стать по-настоящему христианами. Это слово и к нам относится, священнослужителям, обличая нас в нерадении духовном, это относится ко всем православным христианам. Будем с подлинной искренностью верить в Бога, будем со всей самоотверженностью любить Бога, искренне надеяться, что Господь Своею благодатью подаст и нам покаяние, особенно в предстоящие дни Великого поста, ведь следующий воскресный день будет Неделей о мытаре и фарисее, подготавливая нас к спасительному поприщу Великого поста.

Поэтому приложим покаяние к покаянию, изменим наш образ жизни, будем искать добродетели, самоотверженности в служении Богу, в служении Отечеству, в нашей самоотверженной любви к ближним, чтобы подражая праведному Закхею и нам получить в Боге спасение.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 33-ю по Пятидесятнице