Слово митрополита Исидора в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Богоявление
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, БогоявлениеСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 19 января 2023 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья сестры! В праздник Крещения Господня Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение от Матфея, в котором евангелистом описано событие пришествия Спасителя на реку Иордан, где крестил Иоанн Предтеча народ крещением покаяния, говоря «…я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11). Мы видим подошедшего к реке Иордан Спасителя, окружённого учениками, и Иоанн Предтеча, окружённый также народом, который пришёл на реку Иордан, чтобы омыть скверну своей души в этих священных водах, указывает на Бога: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29).
Почему Спаситель пришел именно тогда, когда Ему исполнилось примерно 30 лет? Дело в том, что Книга Чисел сообщает нам о том, что человек мужеского пола может вступить в священство и в делание учительское не раньше, чем в 30 лет. Это совершенный возраст, с библейской точки зрения, поэтому Господь, Совершенный по Своему Божеству, но воспринявший при этом немощную человеческую природу и освятивший её Божественной благодатью не ранее, чем тридцати лет по своей человеческой природе, вступает на путь Евангельской проповеди, на путь служения и учительства.
Блаженный Иероним Стридонский сообщает нам о причинах, почему Господь приходит на реку Иордан к Иоанну Предтече. Он приходит, во-первых для того, чтобы исполнить всякую правду и ветхозаветный закон. Во-вторых, как говорит Блаженный Иероним, Он приходит для того, чтобы подтвердить то установление, которое принимает Пророк Предтеча Иоанн этим ветхозаветным таинством крещения покаяния. И, в-третьих, Он указывает нам на сошествие Святого Духа, которое бывает во всяком Таинстве Крещения – Им, Богом установленном. Это очень важное для нас свидетельство, поскольку оно указывает нам на то, что Спаситель мира, предвозвещённый Пророком и Предтечей Крестителем Иоанном, пришёл для того, чтобы Своею Божественной благодатью омыть воды Иордана, освятить их, очистив те грехи, которые человечество оставило в этой реке.
Мы слышим в церковных песнопениях о том, что, когда Христос Спаситель вошёл в воду Иордана «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3). То, что воды Иордана потекли в обратную сторону, не к месту своего растворения с морем, но к месту своего источника, указывает нам на то, что Господь сообщил этой воде Свою очистительную благодать, и эта вода устремилась к своему создателю – к Богу. Она устремилась к Небесным источникам. Так надлежит быть всему, что прикасается к Богу, что получает от Него освящение – весь тварный мир, получая от Бога благодать Божию, непременно начинает стремиться к Богу, вверх, к Небу.
Так бывает, дорогие мои, и у нас с вами, когда мы касаемся благодати Божией. Особенным образом эта благодать Божия воздействует на нас тогда, когда мы становимся участниками Таинства Крещения, когда мы в Таинстве Крещения, приходя с покаянием на это Таинство, получаем от Бога прощение грехов, погружаемся в воды Иордана, получаем запечатление в Миропомазании благодати Святого Духа. Вот то, однажды совершённое над нами Таинство Крещения, возводит нас в Царствие Небесное, оно соделывает нас согражданами Богу. Для нас очень важно понимать, что мы не по заслугам нашим, а по Божией благодати, по Его Божественной милости, становимся участниками Царствия Небесного. Если бы мы ценили это Небесное гражданство, если бы мы осознавали, какую милость и благодать даёт нам Господь, прощая прежние грехи и давая нам силы, необходимые для того, чтобы бороться с диаволом, для того, чтобы преодолевая Божией благодатью немощи и недостатки, восходить в Царствие Небесное подобно той воде, которая возвратилась вспять и потекла в обратную сторону…
Дорогие мои! Если кто-то из вас не стал участником этого великого Божиего действа – Крещения, не получил Божие усыновление, немедленно оставьте всё и придите с верой и любовью к Богу, чтобы принять от Бога прощение грехов, чтобы получить от Бога усыновление в Богом установленном Таинстве Крещения.
А те из нас, кто получил Крещение и называется христианином, но при этом запятнал свою совесть грехами, а нет такого человека, который жил бы и не согрешил, пусть каждый из нас как можно чаще прибегает к Таинству покаяния и своими слезами, а наиболее – Божией благодатью Святого Духа, омоет светлые одежды, некогда полученные в Таинстве Крещения, так, чтобы каждому из нас стать гражданином Небесного Царствия и услышать Божий глас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).
Аминь.