Слово митрополита Исидора в Новоордынской Поречской Богородице-Рождественской пустыни д. Бакланово
Слово митрополита Исидора в субботу 6-й Седмицы Великого поста, Лазареву Субботу
Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь д. Бакланово Демидовского района
8 апреля 2023 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодняшнее событие, переживаемое Святой Церковью, – воскрешение праведного Лазаря, отмечается особым образом, поскольку речь идет о предзнаменовании важнейшего события в жизни человеческой – Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И Святая Церковь в этот день предлагает нам песнопение праздничного тропаря, начинающегося со слов: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя». Страстью называются те события, которые мы будем переживать после Входа Господня в Иерусалим на Страстной седмице, а общее воскресение – это событие, связанное с воскрешением праведного Лазаря.
Да, до этого были чудеса, совершенные Спасителем, в том числе чудеса воскрешений, но евангелист Иоанн Богослов очень подробно излагает нам именно эту историю (см. Ин. 11, 1 – 45). В тех 45-ти стихах, которые мы слышим из сегодняшнего евангельского чтения, нам предлагается не просто подробное описание самого события, как это было в предшествующих, нами чтомых, повествованиях о чудесах, в которых евангелисты указывают нам на главное – на само чудо, на то, как человек, благодаря ему, существенным образом изменяет свое отношение к Богу. В описании события воскрешения праведного Лазаря нам с вами показана человеческая сторона жизни Спасителя, в том числе, повествуется о том, как Он искренне относился к Марфе и Марии, как Он любил Лазаря, как Он прослезился, узнав о его смерти.
Само замедление прихода Господа к тому месту, где жили Лазарь, Марфа и Мария, а мы слышали в самом начале повествования, что Он намеренно задержался на два дня, говорит нам о том, что Он хотел, чтобы чудо воскрешения Лазаря было действительно судьбоносным событием для тысяч и тысяч людей, которые уверовали в Господа, благодаря этому чуду. Последний стих сегодняшнего слышанного нами евангельского чтения (см. Ин. 11, 45) это подтверждает: многие иудеи уверовали в Него. Может быть, даже меньшее количество иудеев уверовало после предшествующих событий нескольких воскрешений, запечатленных евангелистами, но исцеление слепорожденного очень запечатлелось для фарисеев и книжников, иудеев, которые искали против Господа каких-либо доказательств Его вины, чтобы Его осудить (см. Ин. 9, 1-38).
Безусловно, свидетельство о том, что человек уже смердит, а мы можем представить, какая теплая погода в Иудее и что происходит при такой погоде с человеком на четвертый день после его кончины, и все иные внешние обстоятельства стали важным предзнаменованием главного, что принес Господь наш Иисус Христос своим Пришествием в мир. Он принес для нас вечную жизнь. И общее воскресение, которое предзнаменует наше с вами спасение, воскрешение праведного Лазаря, по сути своей, по значимости, с точки зрения богословской, намного существеннее, чем событие Входа Господня в Иерусалим. Вход Господень в Иерусалим – это торжество страданий Спасителя, а воскрешение праведного Лазаря – это тихая Божественная радость воскрешения человека. Что может быть выше того, когда человек обретает спасение, что может быть выше того, что человек воскресает ради вечной жизни – жизни с Господом. И как это может быть сравнимо с тем внешним людским ликованием, пусть даже очень сердечным, искренним ликованием многих людей, некоторые из которых через несколько дней кричали: «Распни, распни Его» (Ин. 19, 6). Это несопоставимо меньше того, что происходит сегодня. Поэтому Святая Церковь в богословском осмыслении этого события указывает, что общее воскресение «прежде Твоея страсти уверяя».
В этом святом месте, во святой обители, где совершается монашеская молитва, где нет, может быть, того блеска и тех ощущений праздника, которые бывают в кафедральных храмах, в благоустроенных столичных обителях, где все совершается с особой торжественностью, с блеском, с яркостью, даже с внешним богатством, мы с вами, дорогие мои, особенно ясно видим, что внутреннее намного важнее и существеннее внешнего. Задача нашей святой обители, находящейся в такой глуши, – внутренняя молитва к Богу, что является более существенным, содержательным для спасения человеческого рода. Это не значит, что нам не нужны столичные монастыри, не об этом идет речь. Речь идет о том, что Господь нам указывает, что принципы духовной жизни строятся не столько на внешнем, сколько на внутреннем, содержательном. И это внутреннее, содержательное – наше отношение к Богу, наша личная вера, выстраивание отношений между Личностью Бога и нашей личностью, наше глубокое покаяние перед Богом. И это намного существеннее тех многих внешних проявлений веры, которые бывают в нашей жизни. Искреннее покаяние перед Богом, сердечное поклонение перед Ним намного ценнее всего нашего внешнего благочестия.
Сегодняшний праздник воскрешения праведного Лазаря, Лазарева суббота, отличается особой внутренней торжественностью. Поэтому и мы, дорогие мои, в наших духовных устремлениях должны стремиться не к внешнему блеску и проявлениям, которые заметны окружающим людям, а к внутреннему содержательному предстоянию перед Богом, к подвигу, который виден Богу, а не людям. Пусть событие воскрешения праведного Лазаря для нас является предвозвестием величайшего события, равного которому никогда не было, нет и не будет на этом свете, – события Воскресения Христа.
Но для того, чтобы нам быть способными вступить на эти величайшие духовные высоты, быть способными осмыслять то, чем для нас является Воскресение Христово, нам нужно со всей глубиной погрузиться в пространство страданий Христовых. Нам необходимо напрячь всю свою духовную природу: ум, душу, сердце, всего себя, для того, чтобы сопроводить Бога Христа Спасителя нашего по Его Страстным дням. И со всем смиренномудрием, со всем искренним покаянием перед Ним, Спасителем мира, на которое мы способны, дерзать просить Его возвести нас к смыслам, связанным с Его Преславным Воскресением. Если Господь дарует нашему сердцу эту величайшую способность, то счастливее нас, любящих и прославляющих Господа Воскресшего, не будет никто.
Сегодняшнее событие нас предутешает, дает нам силы к тому, чтобы совершить величайшее напряжение и пройти Страстную седмицу со всем должным трудом духовным. Мы помним, что святитель Лазарь более тридцати лет после его воскрешения Господом совершал свое епископское служение на острове Кипр, и люди, которые посещали с паломничеством этот святой остров, знают об оставшихся там предметах, связанных с ним. Пусть молитвами святителя Лазаря Господь нас приведет к покаянию, пусть его святыми молитвами Господь умудрит нас в нашей духовной жизни, избавит нас от внешнего и никому не нужного блеска, даст нам внутренне, содержательно относиться к Богу и ближним, даст нам духовное утешение и поддержку, которые так нужны каждому из нас.
Так же как и нам сегодня, утешение и поддержка Господа были важны Марфе и Марии, они сделали их радостными, поскольку пришел их любимый Учитель Христос Спаситель и совершил главное чудо в их жизни – воскресил их родного брата. Пусть и в нашей жизни, дорогие мои, происходят эти чудеса: в наших семьях, в нашем Отечестве. Пусть Господь укрепляет наше православное воинство, пусть вся жизнь людей, живущих в нашей богоспасаемой стране, будет вечной радостью о Господе Воскресшем, который особым образом промышляет о всех нас и дает нам все необходимое для нашего спасения.
С праздником, дорогие мои, с Лазаревой субботой каждого из вас!
Аминь.