Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в храме святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в храме святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии

в понедельник Светлой седмицы

17 апреля 2023 года

Г. Смоленск, храм святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Сегодня второй день Пасхи, но мы продолжаем эти торжественные восклицания, свидетельствуя о том, что это событие не одного дня, это событие – навсегда, на все времена. Христос Воскрес для того, чтобы спасти человеческий род. Христос Воскрес для того, чтобы вывести первого человека Адама из ада, чтобы дать радость окружающим людям. Христос – это существо нашей веры. Личность Христа – основание веры нашей. Поэтому, дорогие мои, мы продолжаем восклицать, опираясь в своей жизни на этот твёрдый камень, коим является вера в нашего Господа Бога тридневно Воскресшего.

Сегодняшнее евангельское чтение, слова святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, напоминают нам очень важную вещь, которая является сутью нашей веры: «Бога не видел никто и никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин., 1,18). В этом суть нашей веры. Поэтому, когда атеисты говорят нам: «покажите нам Бога и мы уверуем», мы непременно должны указывать: чтобы увидеть Бога, нужно увидеть Господа нашего Иисуса Христа. Он являет нам Небесного Отца. Он – Единородный Сын Божий. Он, как это принято говорить, Плоть от Плоти, Кровь от Крови, от Сущности Самого Бога. Он ничем не умален перед Божественным Отцом. Он равночестен с Богом Духом Святым. Так что и Он, Сын Божий, принимал участие в творении мира. Он сотворил с Небесным Отцом и Богом Духом Святым святых Ангелов, Он был свидетелем падения денницы. Он заботою Отчею сотворил окружающий мир, землю и всё, что на ней. Господь наш Иисус Христос сотворил человека. Он был свидетелем грехопадения человека. Он, по Божественному замыслу Отца, по послушанию Своему Небесному Отцу пришёл на землю для того, чтобы спасти человека, для того, чтобы Своею Божественной волею и силою вывести человека из глубины греха и падения, из самой смерти. Никто не способен победить смерть, только жизнь. А Бог и есть жизнь. Христос – Источник жизни, Он победил смерть.

Дорогие мои, никто из пророков и иных людей не был способен спасти человека. Это мог сделать только Бог. И Бог совершает Своё Божественное дело, ещё раз подтверждая Свою Божественную любовь к человеческому роду, ко всякому человеку, который когда-либо жил, живёт и будет жить. Для нас с вами – это невероятный источник радости. Это событие, Воскресение Христово, для нас с вами – повод к ликованию. Это повод к тому, чтобы никогда нас с вами не охватывало уныние, отчаяние или какие-то иные страсти, которые отрицают саму жизнь. Воскресение Христово для нас с вами открывает всю полноту радости.

Но для того, чтобы стать причастником этой радости, нужно верить в Христа. А как верить в Христа? Для этого необходимо исполнять всё то, что Он заповедал. Он определил путь ко спасению всякого человека. Своею Божественною проповедью, Своими Евангельскими притчами, Своими заповедями Блаженств, Своими чудесами, Своим образом жизни Богочеловека на земле Он указал нам путь нашего спасения. Помимо этого, путем нашего спасения является следование за Христом, в буквальном смысле этого слова. Не просто исполнение Его заповедей, но следование, которое заключается в нашем крестоношении. Поэтому у каждого из нас, кто желает жить с Богом, есть Божественное задание. Это задание к собственному крестоношению. Этим крестоношением является выполнение нами тех обязательств, которые мы, как люди, имеем перед Богом. Эти обязательства: любовь к ближнему, достойное отношение к самому себе, как к храму Божиему. Эти обязательства состоят в том, чтобы по любви к Богу и по любви к человекам не жалеть даже жизни своей. В этом суть нашего с вами крестоношения.

Те, кто сомневается, есть ли Бог, или нет, и желает увидеть Его, должны исполнять то, что Господь говорит. Тогда они обязательно встретят Его в своей жизни, поскольку «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5,8). В этом Бог открывается: в нашей сердечной чистоте, в нашем доброделании, в нашем крестоношении. Но, мы, являясь верующими людьми, ощущая в себе присутствие Бога, – а мы Его ощущаем не только умозрительно только, мы ощущаем его сущностно, поскольку являемся чадами Церкви, Богом основанной, Богом водимой, – мы с вами, непременно, сталкиваемся с действием Божественной благодати. Потому что суть Церкви Божией состоит в совокупности, в единстве верующих во Христа людей, объединённых благодатью Божией. И в этой благодати мы пребываем как в обильном источнике. Мы её черпаем. Но эта благодать неисчерпаема, поскольку Сам Бог неисчерпаем. Мы имеем возможность к этой благодати приобщиться через Таинства Божии, через наши с вами соборные молитвы, через богослужения, через доброделание. Самое главное, что для нас с вами является сущностным, живительным, после принятия Таинства Крещения, – это приобщение Телу и Крови Христовой. Мы с вами в буквальном смысле приобщаемся к Богочеловечеству Христа. Мы в буквальном смысле становимся Ему сотелесниками. Мы с вами становимся единокровными с Ним, и Он являет нам с вами Свою Божественную Благодать.

У каждого из нас, помимо этих подвигов, есть религиозный опыт, поскольку не бывает веры без подлинного религиозного опыта. Этот религиозный опыт состоит в нашем ощущении присутствия Божия, в нашем буквальном ощущении Его Личности, Которую невозможно обмануть ничем. Эти ощущения кроются в нашей келейной молитве, когда никто нас не видит, но мы предстоим перед Богом и ощущаем Его присутствие. Эти ощущения бывают тогда, когда мы, превозмогая себя, идем и совершаем наш человеческий подвиг. Эти ощущения посещают нас тогда, когда мы прощаем наши личные обиды, когда вопреки торжествующему злу мы совершаем малое дело добра. Именно тогда нашему сердцу открывается Христос Спаситель. Когда вопреки всем обстоятельствам, внешне соблазняющим, мы являем собой пример христианского подвига, тогда Христос открывается нам.

Дорогие мои, мы обедняем себя, если не совершаем человеческий подвиг. Поэтому радуясь тому, что Господь всегда с нами, что Господь неотступно пребывает с личностью каждого человека, что Господь всегда помогает непременно всякому человеку, искренне обращающему к Нему, – будем радоваться, что Господь спасает нас, что Господь открыт нам, что мы, после кончины нашей, которая наступит для каждого из нас, встретим любящего Отца, Который помогал нам в течение жизни нашей, Которого мы любили. И Он нас любит.

Поэтому, дорогие мои, будем со всей христианской ответственностью относиться к нашим обязанностям, особенно в отношении детей, подрастающего поколения. Обращаюсь к людям старшего возраста, особенно к людям пожилым, с тем, чтобы вы, дорогие бабушки и дедушки, неленостно являли собой пример благочестия, показывали своим детям и внукам пример своего благочестия перед Богом, своего страха Божия. Ведь Премудрость Божия – в страхе Божием. Дорогие представители старшего поколения! Во многом, те беды, которые посещают наше общество, то безразличие к Богу и друг к другу, связано с тем, что мы, старшее поколение, живём без веры. Мы, бабушки и дедушки, ленимся исполнять свой христианский долг. Мы не желаем превозмогать себя. Мы не желаем обращаться к Богу. Мы не желаем жить нравственно. Поверьте, и в нашем взрослом возрасте очень много возможностей к безнравственности, причем более изощрённой, чем той, которая бывает у молодых людей. Поскольку эта безнравственность, к сожалению, губит окружающих нас людей в большей степени. Поэтому убоимся. Убоимся того, чтобы потратить наше время без Бога. Убоимся того, чтобы явить собою соблазн для окружающих людей, особенно для своих детей и внуков, которые, может быть, из-за нашей безнравственности и не помолятся за нас после нашей кончины. Большего страха не может быть, если за нас с вами не будут молиться. А для того, чтобы за нас с вами молились, мы должны поработать.

Давайте вместе поработаем, опираясь на твёрдое основание веры в Господа нашего Иисуса Христа, прилагая покаяние к покаянию и прославляя Того, Который подаёт руку помощи всякому человеку, Который воспитывает, Который укрепляет, Который умудряет, Который даёт нашему сердцу веселье. И мы, вновь и вновь наполненные этим весельем, превозмогая всякие немощи, скорби и беды, будем всегда возглашать: Христос Воскресе!

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в храме святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской