Обновления

Слово митрополита Исидора в понедельник Седмицы 6-й по Пасхе, перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в понедельник Седмицы 6-й по Пасхе, перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в понедельник Седмицы 6-й по Пасхе,
перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

храм в честь святителя Николая
на Свято-Никольском подворье Смоленского
Свято-Троицкого женского монастыря,
село Николо-Яровня, 22 мая 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в этом старинном намоленном храме, мы слышим слова апостольских назиданий, которые святой апостол Павел дает нам в 13-й главе Послания ко Евреям (Евр. 13, 17-21). Обратите внимание, в этой главе есть два очень важных стиха. В 7-м стихе святой апостол Павел призывает, чтобы мы поминали наставников наших. В 17-м стихе мы слышим призыв святого апостола Павла к тому, чтобы мы покорялись воле наших наставников: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13, 17).

Святитель Иоанн Златоуст говорит нам о том, что покоряться воле священника есть дело Божие: «Иерей же, если устроит жизнь свою правильно, а тобой легкомысленно и не верно руководит, то со злыми осудится. Если же в законе не будет истинен, то не слушай его, хотя бы он и ангелом был. Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори: почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится. А если ты не будешь слушать его, также осудишься, ибо так говорит Господь: слушаяй вас, Мене слушает; а отметаяйся вас, Мене отметается; и иже вас хулит, Мене хулит. Не дело, братья, овцам хулить пастыря; он за вас и за братий ваших каждый день службу приносит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога молит о вас. Обо всем этом размыслите и почтите его, как отца. Скажешь: «он грешен и зол». Да тебе что за дело? Если и добрый за тебя будет молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается. Иерей только уста отверзает, а творит всё Бог». (Святитель Иоанн Златоуст. О неосуждении священников. Как подобает чтити иерея).

Пусть же никто из нас не смеет даже мысленно осудить знакомого нам священника, потому что за немощи свои перед Богом он сам ответит на Страшном Суде. Дело, дорогие мои, не в отсутствии благочестия священников, а в том, что мы бываем не способны слышать Слово Божие, в том, что наша человеческая, погружённая в грехи воля, не способна исполнять Заповеди Божии. В этом все проблемы.

Святитель Филарет, митрополит Московский, современник Александра Сергеевича Пушкина, в толковании на этот отрывок из Послания святого апостола Павла ко Евреям обращает наше внимание на призыв апостола к тому, чтобы мы поминали наших наставников. Что это значит? Это значит, говорит святитель, что не может такого быть в истории жизни нашего общества, чтобы тот или иной населённый пункт, тот или иной город был без праведника. Ведь по слову Божию, город не устоит без праведника: «Сетуют, что нет ныне Святых. Мимоходом замечу, что не должно преувеличивать сего мнения. Многие или немногие, только должны быть и ныне Святые, и не может быть, чтобы их совсем не было, ибо без Святых мир не был бы достоин хранения Божия и не мог бы стоять: Семя свято стояние его (Ис. 6:13). Мы можем говорить, что нет ныне в мире Святых, подобно как отец Алексия человека Божия сказал бы, что у него в доме нет сына и нет Святаго, тогда как сын его жил у него в доме и был муж Святый, но закрыт был и от отца и от других образом нищего. Справедливо можно скорбеть, что Богопросвещенные наставники и Святые ныне слишком редки, что их не видно, что в людях духовных примечается незрелость духа. Что ж? Как утешиться нам в сей скорби? Как восполнить примечаемый недостаток? Возьмите в прошедшем то, чего не находите в настоящем, – поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие прежде».(Святитель Филарет Московский. Слово в день обретения мощей Святителя Алексия (1837 г.)).

Поэтому, пусть никто из нас не сетует на то, что у нас недостаточно святых людей, окружающих нас. Пусть никто из нас не сетует, что вокруг нас мало добрых пастырей, добрых молитвенников, наставников или благочестивых людей, поскольку они, безусловно, есть, иначе город, в котором мы живем, не устоял бы. Но эти люди не являют напоказ своё благочестие. Эти люди стремятся к тому, чтобы их подвиг был совершаем перед Богом, а не перед людьми. Вот, в чем суть и смысл святости, к которой приближается человек. Он стремится к тому, чтобы перед Богом совершить подвиг. Вот, в чём сила смиренномудрия святого человека.

Даже если отсутствует среди наших знакомых тот благочестивый человек, слово которого бы мы слушали, доверяли бы ему свою судьбу и свою жизнь, у нас есть жизнь в Церкви. У нас есть опыт древних и новых святых угодников Божиих. Бессмысленно сетовать на то, что у нас нет наставников. Они есть. Вспомните наставления святителя Игнатия (Брянчанинова), который воздыхал в своих аскетических трудах о том, что в XIX веке было мало духовных наставников и духоносных отцов. Но, при этом, он говорит, что у каждого православного христианина есть верный наставник. Этим наставником являются Сам Господь.  Слово Божие, Святое Евангелие для каждого из нас, священников, монахов и мирян должно быть главным наставлением в нашей жизни. Вторыми, таким же безукоризненным для нас, наставниками, являются Святые Отцы, которые в своих трудах оставили для нас духоносные наставления. И мы должны читать труды древних и более новых Святых Отцов, не ленясь открывать их творения, которые представлены в каждом православном храме, в каждом православном книжном магазине. У каждого из нас, кто ведёт церковный образ жизни, сотни и сотни скопившихся книг. А как часто, дорогие мои, мы открываем эти книги: святоотеческие труды, наставления, жития святых? Редко. Мы ленимся, потому что заняты мирской жизнью, заняты мирскими заботами и земными утехами. Это всё, безусловно, отвлекает нас от благочестивого образа жизни. Поэтому, как говорит святитель Филарет, митрополит Московский, вторя святителю Иоанну Златоусту, пусть никто из нас не ропщет на то, что у него нет своего духовника, верного духовного наставника. Мы лукавим и лжем себе, потому что они у нас точно есть. Это Слово Божие, Святое Евангелие, которое мы должны как можно чаще открывать для своего сердца, для своего ума, это наставления Святых Отцов, это подвиги святых угодников Божиих, о которых мы знаем из их житий.

Дорогие мои, будем неленностно обращаться к живому опыту Церкви. Этот опыт представлен в житии и подвигах святителя Николая Чудотворца, память которого мы сегодня отмечаем. Насколько любим каждым из нас этот святче Божий! Любим, потому что нам дорого его простое отношение к людям. А простое, искреннее, равное отношение к людям у человека возникает тогда, когда у него бывает простое, сыновнее отношение к Богу. Там, где в нашей жизни сложность, перипетии, где непонятность и неясность, там нет простоты веры в Бога. Поэтому, дорогие мои, «где просто, там ангелов со сто» (свт. Амвросий Оптинский). Будем стремиться к тому, чтобы в наших личных отношениях друг с другом, чтобы в наших духовных отношениях, мы ясно осознавали, что эти отношения должны быть самыми простыми, самыми искренними, не имеющими никакого второго дна. Особенно это важно в святых обителях и на приходах. Только любовь к Богу и ближним должна наполнять наши сердца и создавать необходимые условия для нашего поведения.

Будем искренне относиться друг к другу. Будем подражать нашему наставнику, святителю Николаю Чудотворцу, в том, как он искренне относился к людям. Будем искренне любить друг друга. По слову святого апостола Иоанна Богослова, память которого мы вчера отмечали, если мы будем искреннее, сердечно относиться друг другу, то будем способны понять, что такое наша любовь к Богу. Потому что, если мы не любим ближних, мы обманываем себя, когда говорим, что мы любим Бога. В этом нам хороший пример даёт святитель Николай Чудотворец. Пусть его молитвами мы все будем верными хранителями духовного живого Предания Церкви. Будем следовать наставлениям наших наставников, будем поминать тех наставников, которые дороги нашему сердцу. Каждый из нас должен в наших утренних и вечерних молитвах поминать тех угодников Божиих, которые являются для нас наставниками. Мы должны поминать их не только святых, которых в дни их памяти по окончании богослужения поминает священник. Мы должны поминать тех угодников Божиих, начиная со святого угодника, имя которого мы носим, которые, наставляя нас в нашей личной духовной жизни, принимают в ней самое активное участие. Пусть наше поминовение святых, начиная с Пресвятой Богородицы и Ангельского чина, и так по порядку, будет нормой нашей духовной жизни. Пусть память святителя Николая и его наставления, его образ жизни, его отношение к людям станут и для нас с вами нормой жизни. А если все это будет нормой нашей жизни, то станет и нормой нашей веры. Пусть Господь, Пресвятая Владычица наша Богородица и святитель Николай хранят всех нас!

Христос Воскресе!

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в понедельник Седмицы 6-й по Пасхе, перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар