Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти Феодосия Киево-Печерского
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти Феодосия Киево-Печерского
16 мая 2023 г.
С. Зарубинки Смоленского района
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Христос Воскресе!
Сегодня, в день памяти преподобного Феодосия, Киево-Печерского чудотворца, Святая Церковь предлагает нам отрывок из Евангелия от Иоанна. В Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51). Слышавшие Его иудеи, книжники и фарисеи, ненавидевшие Господа, конечно же, видели в Нём человека. Они не способны были духовным зрением, которое у них отсутствовало, увидеть в Нём Бога.
Господь говорит о божественном, а человеки размышляют о человеческом. Они не могли буквальном образом понять слышанное ими от Самого Господа, поэтому они обвиняли Его в том, что Он кощунствует: «Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?» (Ин. 8, 57). Господь же отвечал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8, 56).
Нет большей радости, дорогие мои, для каждого из нас, чем радость видеть Господа, быть с Ним. Святой апостол Павел говорит в своем Послании к Филиппийцам: «Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться [то есть умереть] и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп.. 1, 22). Вот, дорогие мои, какое горячее желание должно быть у каждого из нас: желание быть со Христом. И даже временная наша, земная, жизнь, которая имеет своей особенностью отсутствие в нас духовного зрения, и она для человека верующего является препятствием к тому, чтобы быть с Богом.
Поэтому всякий верующий человек стремится к тому, чтобы даже уйти из этой жизни, ради того, чтобы быстрее увидеться с Господом. Вот как мы должны относиться к нашему с вами смертному часу и к желанию пойти ко Господу. Но для того, чтобы такое было дерзновение было у каждого из нас, нужно вести соответствующий образ жизни. И Господь нам в сегодняшнем Евангельском чтении напоминает об этом. Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51).
Святитель Кирилл Александрийский, этот древний толкователь Священного Писания, в своем Толковании на Евангелие от Иоанна обращает наше внимание на следующее: «Замечай опять, какую точность имеет это изречение. Не допустил сказать: «Если кто услышит Мое слово», но: «Если кто Мое слово соблюдет». Ведь слухом воспринимают слово Божие не только люди, повинные греху, но и само нечестивое скопище демонов. Так, вождь всех бесов сатана, когда дерзал искушать Господа нашего Иисуса Христа в пустыне и прал против рожнов по причине великой свирепости своего нрава, предлагал Ему Божественное слово, сказав: «Написано, что Ангелам Его заповедуется о Тебе – сохранить Тебя во всех путях Твоих» (Лк. 4,10; Пс. 90, 11). Итак, не в простом только слышании – слово спасения и не в одном только учении жизнь, но в соблюдении слышанного и в том, чтобы Божественное слово служило как бы правилом и руководителем жизни».
Потому что и люди нечестивые слышат Слово Божие, и бесы слышат слово Божие и трепещут перед Богом, но слышимое этими существами и нечестивыми людьми Слово никак не воспринимается. Потому что они пребывают в состоянии, неспособном воспринимать Слово Божие, подобно камню, который отвергает живую воду. Эти же свойства сердца, дорогие мои, бывают и у нас с вами, когда наше сердце не умягчается нашей с вами молитвой. Когда мы не молимся Богу, тогда сердце наше каменное, неспособное воспринимать волю Божию. А поскольку сердце каменное, то и слух наш бывает бесполезным, он не воспринимает Слово Божие. Обратите внимание, как это происходит в нашем быту, когда мамочка говорит своему нерадивому сыну исправиться, а он не исправляется. Это свидетельство того, что у чада окаменелое сердце, которое не способно услышать призыв матери.
Так бывает и в религиозной жизни. Господь и Царица Небесная обращаются к нам. Они призывают нас к тому, чтобы мы вели благочестивый образ жизни. Господь обращается к нам через молитвы, а мы не слышим их. Мы не исправляемся, мы не поверяем нашу жизнь с волей Божией. Мы не вручаем нашу жизнь Промыслу Божиему. Мы действуем по собственной воле, произнося в самом себе: «Да будет воля моя».
_
Нет ничего, дорогие мои, страшнее в нашей жизни, священнической, в монашеской жизни, в жизни мирян, чем то, чтобы не слышать волю Божию. Не слышать волю Божию – значит, точно определять свою судьбу к духовной погибли. Поэтому нашей с вами общей задачей является то, чтобы мы стремились всё время поверять свою жизнь с волей Божией, чтобы мы были способными к восприятию Слова Божия. Для этого наше сердце необходимо умягчать нашей горячей молитвой, нашими слезами. Слёзы подобно маслу растворяют вещество. Слёзы омывают скверну нашего сердца. Не слёзы гордости или слёзы разочарований, а только лишь слезы покаяния способны растворить наши окаменелые сердца.
Для всякого из нас требуется много трудов, чтобы в подлинном смысле этого слова быть исполнителями Слова Божия. Если мы будем исполнителями Слова Божия, значит, мы можем дерзновенно просить Бога о том, чтобы Господь даровал нам жизнь вечную вместе с Ним – Источником жизни.
Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский, известный хирург XX века, в Толковании на чтомый сегодня отрывок из Священного Писания, обращает наше внимание на то, что бывает два вида смерти. Ему, хирургу, очень хорошо это известно: «Смерть первая это та смерть, которая неизбежно постигает каждого человека, — смерть естественная. А смерть вторая, неизмеримо более страшная, чем смерть первая, есть смерть вечная, духовная смерть, на которую обречет Господь Иисус Христос грешников, когда будет судить Страшным Судом Своим весь мир — тех, кто не стоит перед входом в Царство Божие.
Смерть вторая — это вечное мучение грешников, вечное общение с диаволом и ангелами его, со всеми грешниками, со всеми бесами. От этой второй смерти да избавит вас всех Господь Бог наш Иисус Христос!».
Эти слова Христовы приподнимают для нас тяжелую завесу над тем, что бывает с душами умерших. Неверно говорят, что нет жизни вечной, что воскресения нет: умрет человек, и всё кончено. Нет, нет, не всё кончено: дух бессмертный продолжает жить вовеки. Мы знаем это из слов Самого Спасителя: Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мк. 12,27). Будем жить такой жизнью, чтобы смерть была не страшна. (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Проповеди. Том I).
Поскольку мы бываем не способны и не имеем желания быть с Богом в нашей короткой временной жизни, то и в той жизни вечной Господь для нас не будет желанным, к сожалению. Мы будем либо стыдиться Господа, либо отвергать Его сознательно.
Такое состояние, когда мы отвергаем Господа, когда мы стыдимся и не желаем быть с Ним, и есть состояние ада. Нет ничего более несчастного в жизни человека, который отвергает Божественный Свет. Нет большего несчастья в жизни человека, чем отвержение им Правды Божией. С чего это начинается? С того, что мы в нашей жизни не следуем обычной человеческой правде. В нашей с вами короткой жизни мы всё время идём по пути мелких неправд. Мы должны избегать этой временной лжи, которой так много скапливается в нашей жизни. Сначала мы лгали нашим родителям. Потом мы лгали нашим близким, родным. Потом мы лгали нашим руководителям на предприятии, потом – соседям и другим окружающим людям. Так мелкая ложь постепенно превращается в ложь большую. Дорогие мои, если мы допускаем ложь в нашей жизни, то мы отвергаем Самого Господа. Мы должны непременным образом стремиться к тому, чтобы следовать Правде Божией и той правде человеческой, которая соответствует Правде Божией. Это трудно, это требует самоотвержения, требует подвига от каждого из нас. Но без подвига не бывает солдата, а без христианского подвига – не бывает православного христианина.
Будем же страшиться второго вида смерти – смерти духовной. Для того, чтобы нам через этот страх Божий следовать Божественной Правде, следовать за Самим Светом, Коим является Господь наш Иисус Христос, Глава Церкви, наш Пастыреначальник, наш Путь и Истина и Жизнь.
Пусть в этом нам во многом помогут наши духовные наставники, особенным образом – святые угодники Божии. Пусть празднование дня памяти преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, Киево-Печерского Чудотворца будет для нас тем верным духовным ориентиром, который он, святой угодник Божий, указывает нам, говоря: «Вот он путь ко спасению. И я, как человек, угодивший Богу, готов и вам указать этот путь ко спасению». Указать подобно тому, как он указывал сотням и тысячам монахов, которые подвязались под его руководством в Киево-Печерской Лавре и в иных местах.
Пусть для нас великий угодники Божии, всякий почитаемый в Церкви Святой, будет верным ориентиром в нашей жизни. Будем помнить, что без послушания пастырю, своему духовному отцу и наставнику, невозможно наше спасение. Это относится и к нам, к архиереям, которые проявляют свое послушание Святейшему Патриарху. Это относится и к священникам, и к монахам, которые обязаны проявлять послушание своему епархиальному архиерею. Это относится и к мирянам, которые, если следуют по пути спасения, проявляют послушание своему духовному отцу. Пусть же через наше общее послушание Господу, через наше следование ко Христу, через нашу любовь к Богу и ближним каждый из нас достигает спасения, которого для нас так желает Господь, Который даровал заранее каждому из нас Свои Божественные Венцы и Свой Божественный Дом, чтобы мы, вселившись в этот Дом, радовались своему сыновству и своим дочерним чувствам. Радовались бы тому, что мы с Подлинным, Вечным Отцом, и чтобы мы в этой радости, прославляя Бога, радовались бы тому, что мы все вместе. Это и есть Церковь Божия.
Благодарю вас, дорогие миряне, за то, что вы прибыли сегодня в это место, отдалённое от населённых пунктов, но так влекущее сердце православного христианина к тому, чтобы быть здесь, молиться и почерпнуть из источника Божественной благодати. Пусть нашими соборными молитвами, трудами священников, здесь совершаемыми, нашими общими трудами Господь воздвигнет это место в том великолепии и духовной красоте, к которой мы стремимся. А это возможно только тогда, когда мы все вместе потрудимся, когда мы приложим, прежде всего, наши молитвы, как главную силу в нашей жизни. Когда мы будем трудиться самоотверженно и в этой молитве, в этом труде будем благословлять Бога и желать друг другу здравия и спасения, тогда Господь призрит на сердца людские и дарует нам просимое.
Пусть Господь и преподобный Феодосий во главе с Архистратигом Божиим Михаилом и прочими Небесными Силами покровительствует этому месту и помогает всем нам достигать нашего спасения во Христе. Аминь.