Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти благоверного великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти благоверного великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день памяти благоверного великого князя Димитрия Донского
и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии

храм в честь святого Иоанна Предтечи,
г. Смоленск, 1 мая 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти благоверного великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии, мы слышим отрывок из Евангелия от Луки, в котором Господь говорит о Заповедях блаженства (Лк. 6, 17–23). И это для нас является непреложной истиной.

Святитель Филарет, митрополит Московский, ещё в 1853 году, на день памяти святителя Алексий, митрополита Московского, в своей проповеди указывал: «И когда, по сказанию Святого Луки, Господь говорит: Блажени алчущии ныне: яко насытитеся, Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство, но, как полнее и яснее сказует Святой Матфей: «Блажени алчущии и жаждущии правды» (Мф. 5,6). Сообразно с сим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и по духовному побуждению, плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оплакивающие неправды и грехи, которыми обременены, плачущие от скорби духа, что прогневали и прогневляют Бога, и потом от любви духа, что, при всем желании, видят себя не довольно соответствующими Божией любви и милосердию». (см. Святитель Филарет, Московский (Дроздов). Слова и речи. «Слово в день памяти Святителя Алексия. 1853 г.»).

Наше духовное насыщение возможно лишь только, когда мы испытываем духовную жажду. Когда, испытывая эту духовную жажду, мы стремимся Источнику, о Котором Господь говорит, что «пьющий этой Живой воды, ни вожжаждет вовек» (см. Ин. 4,13–14). Припадая именно к такому духовному и Божественному Источнику, мы можем в подлинном смысле духовно насытится.

Ничто иное в нашей жизни, даже личное, семейное счастье, не способно удовлетворить духовный запрос нашего сердца. Только удовлетворение духовных потребностей способно восполнить эту жажду.

И не всякий плачущий человек блажен, поскольку в большей части случаев плач связан с ущемлением нашей с вами гордости, когда затрагиваются струны нашего самолюбия. Мы проливаем слёзы, и это, безусловно, слёзы гордости, и они никаким образом не могут быть добродетельными слезами. А добродетельные слёзы – плач духовный, это наше осознание того, что мы грешим перед Богом, что мы оскорбляем Его Божественную любовь. И это оскорбление Божественной любви воздействует на нашу душу, которая, проливая слёзы, омывает греховность нашего сердца.

Святитель Филарет Московский обращает наше внимание на то, почему блаженны плачущие: «Из сего можно усмотреть и то, почему желающий достигнуть блаженства не должен миновать пути слезного. Первозданный непорочный человек блаженствовал в раю без слез и путем радости шел к высшему блаженству небесному. Но когда, прельщенный духом злобы, человек преткнулся и пал грехом, райский путь радости скрылся от него, и сам Бог, как Праведный Судия и вместе как Человеколюбивый Врач, поставил его на путь плачевный, когда сказал Адаму, указуя на проклятую в делах его землю: «В печалях снеси тую вся дни живота твоего» (Быт.3,17), когда сказал Еве: Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя». (см. Святитель Филарет, Московский (Дроздов). Слова и речи. «Слово в день памяти Святителя Алексия. 1853 г.»).

Мы сами, в силу своей греховной жизни, определяем степень этой скорби и степень нашего плача. Дай Бог, чтобы плач этот наш был духовным. Дай Бог чтобы это наше обращение было к Богу, а не к иным авторитетам, не к самому себе, любимому, а именно к Личности Бога.

Поэтому, дорогие мои, для нас очень важно понимать Заповеди блаженства. Понимать, как главный ориентир в нашей духовной жизни, чтобы нам в нищете духовной алкать и жаждать только Бога и плакать о своих грехах, обращаясь к Богу в молитве. Будем же обращать внимание на образ жизни великих подвижников благочестия, в том числе, на подвиг нашего духовного наставника, святого Пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна, который является основателем нашего новозаветного монашества, и на подвиг таких великих людей, как великий благоверный князь Дмитрий Донской и его благочестивая супруга великая княгиня Евдокия, в иночестве Ефросинья. Их же молитвами пусть Господь приведёт нас подлинному блаженству и подлинному счастью.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти благоверного великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии