Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 8-ю по Пасхе, День Святой Троицы, Пятидесятницы

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 8-ю по Пасхе, День Святой Троицы, Пятидесятницы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 8-ю по Пасхе, День Святой Троицы, Пятидесятницы

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 4 июня 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Именно ради сегодняшнего дня Святая Церковь воспевает словами молитв: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе» (Тропарь на День Святой Троицы). Эти слова свидетельствуют о том, что Господь пришел на землю ради того, чтобы послать учеников на дело проповеди, ради того, чтобы утвердить Таинства, ради того, чтобы существовала Святая Церковь. И сегодня, поистине, мы, день Святой Троицы и событие сошествия на святых апостолов благодати Бога Духа Святого, называем днем рождения Церкви.

Святитель Лука, архиепископ Крымский, на день Святой Троицы в 1945 году произнес следующие слова: «Почему нужно было, чтобы на святых апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, для всех видимо и ощутимо? Потому, что апостолы были святы, потому, что через них, через проповедь их, должно было во всем мире утвердиться Святое Евангелие. Они были первыми проповедниками Евангелия, первыми, кто понес свет Христов в мир. Потому и отметил их так Дух Святой, нисшедший на них в виде огненных языков. Огненными сотворил Он сердца и ум их, освятил и просветил их, напомнил им все, что слышали они раньше от Господа Иисуса Христа, и подал им силы, чтобы весь мир ко Христу привести. Но разве и ныне Дух Святой не сходит на всех, кто достоин Его принять? Разве не преисполнен был Духа Святого преподобный Серафим Саровский? Дух Святой сошел на него не в виде огненного языка, но так, что овладел всеми помышлениями, всеми желаниями, чувствами и стремлениями его. Он полонил преподобного Серафима. Так нисходил Дух Святой на многих и многих святых, так нисходил Дух Святой и на всех нас, недостойных нынешних христиан, ибо в Таинстве Миропомазания и святого Крещения подается нам всем благодать Духа Святого. Всем подается эта благодать, все ее получили, но не все ее сохранили. Многие потеряли это сокровище, лишились благодати Духа Святого. Ибо разве может обитать Дух Святой в нечистом, полном греха сердце человека?» (Святитель Лука, архиепископ Крымский, 24 июня 1945 года).

Поэтому то мы сегодня и слышим слова Христа Спасителя, Который говорит Своим ученикам и всем окружающим людям: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Это свидетельство напрямую исполнилось на святых учениках, которые, поистине, стали проводниками Божией благодати для всего окружающего мира, они явились единственно теми, через которых Господь утвердил Свою Церковь. Никаких иных проводников в этой жизни нет, как нам напоминает святитель Лука, архиепископ Крымский, только апостолы и их преемники, которые называются Церковью Божией – это есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. И всякий жаждущий и желающий быть в ней, должен обращать внимание только на этот единственный источник.

Дорогие мои, но мы тоже, помимо святых апостолов, которые получили дар Святой Пятидесятницы в схождении благодати Святого Духа, имеем дар от Бога. Дар, переданный через святых апостолов от Самого Бога, через их учеников, через непрерывную цепь епископских рукоположений, которые возводят нас, епископов, к святым апостолам. Эта цепь неразрывна и там, где она разрывается, там христианская община перестает называться Святой Церковью. Там, где нет этого непрерывного единства в благодати Духа Святого через законное каноническое рукоположение, там не может быть того, что мы называем Святой Церковью, а лишь община верующих в Бога людей.

Святая Церковь – это то сообщество людей, которое объединено не только единой верой, но и едиными Таинствами, к коим относится, в первую очередь, Таинство Крещения. Все мы называем себя православными христианами, поскольку вошли в Святую Церковь через эту единственную дверь, вводящую нас в Церковь. Без Таинства Крещения, без благодати Святого Духа, которая омывает наши грехи, запечатлевает нас в Таинстве Миропомазания, мы не называемся людьми церковными. И в наших записочках, которые мы готовим перед каждым богослужением о здравии и упокоении, мы, конечно же, записываем тех, кто стал участниками этого великого Божиего Таинства Крещения, кто являет собой пример верующего человека. Этот пример он подтверждает через регулярное участие в Таинстве Покаяния, через регулярное участие в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых, через постоянное участие в жизни Церкви, в богослужениях, является носителем традиций Церковных, для которого Церковные Божии законы являются первоочередными законами для жизни, для служения Богу и миру. Вот таких людей мы называем православными христианами.

Но нет человека, который бы жил и не согрешил. Всякий из нас совершает согрешения и каждый раз, когда совершаем то или иное согрешение, мы себя отбрасываем от Тела Христова, удаляем себя от Святой Церкви. Поэтому каждый раз, как те заблудшие сыны, желая вернуться к этому источнику жизни – Христу Спасителю и основанной Им Церкви, мы идем в православные храмы для того, чтобы принять участие в Таинстве Покаяния. Мы знаем, что никто не способен простить наши грехи, как только Господь Иисус Христос, Глава Церкви и поставленные Им люди, учрежденные для того, чтобы вязать и решить грехи.

Господь, как мы знаем из Священного Писания, говорит Своим ученикам: «…примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). И эта власть, переданная к прощению согрешений наших в жизни, дана только в Церкви. Никакое иное сообщество, даже то, которое как будто бы называет себя церковью, не имеет этой власти, только Господь ее дает через Богом учрежденное священство. Мы приходим к нашим священникам, к нашим духовным отцам и наставникам для того, чтобы от Бога получить прощение грехов наших для того, чтобы вновь омыть совесть нашу, чтобы через слезы покаяния, через подлинное покаяние, которое связано с неизменным желанием пресечь в себе действие греха, мы приступаем к совершению этого Таинства. И Господь, через тайносовершительные слова священника прощает нам грехи. Как бы нам люди, далекие от Церкви, ни говорили: «Что это за Бог ваш, Который каждый раз прощает ваши грехи?», мы на эти слова должны непременно радоваться, радоваться тому, что именно Господь у нас такой любящий, совершенно любящий наш Отец, что Он всякий раз прощает нам грехи.

Вы помните из Евангелия, когда ученики спросили Христа Спасителя: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф. 18, 21), и Господь говорит им в переводе на русский язык: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 22).  Так что в подлинном смысле, дорогие мои, Церковь для каждого из нас является спасительным кораблем в бушующем море страстей. И для того, чтобы нам быть безопасными в этой временной жизни, для того чтобы нам достичь цели нашей жизни, нам нужно быть в Церкви. А цель нашей жизни, как об этом говорит преподобный Серафим Саровский – стяжание благодати Святого духа в сердце наше духовное.

Цель нашей жизни – это достижение Царствия Небесного. Так вот для того, чтобы достичь этой цели, не повредившись до конца и не погибнуть в этом море страстей, мы непременным образом должны пребывать на этом спасительном корабле. И если мы отплыли от него увлекаемые той или иной страстью, то непременно должны ради нашего спасения возвращаться к нему, плыть что есть силы против всяких течений, которые соблазняют и увлекают нас, плыть к этому кораблю, потому что только он неизменно плывет к этой цели в Царствие Небесное.

Дорогие мои, митрополит Антоний Сурожский также в день Святой Троицы предлагает нам мысли о том, что, поскольку мы все являемся носителями благодати Святого Духа, принятой нами в Таинстве Крещения и в Таинстве Миропомазания, закрепленные той силой действия благодати в иных Таинствах Церкви, то мы должны всячески заботиться о том, чтобы эта печать дара Духа Святого, это евангельское горчичное зерно, которое Господь сеет в нашу душу, чтобы оно обильно поливалось нашими слезами, раскрывалось действием в Таинстве Покаяния, чтобы оно обильно было удобрено нашими добрыми делами, чтобы оно произрастало как добрый плод, как великое дерево, на котором много плодов. Святитель Лука говорит: «Теперь же Святой Дух подается только через тех, кто получил Его в Пятидесятницу. Подается или по их молитвам, или при их проповеди, как у Корнилия сотника, или сразу после крещения. Почему же лишь один такой источник? Да потому что Бог един, и путь к Нему может быть только единым, чтобы жаждущие знали, куда идти, чтобы имеющие могли в простоте сердца дать, а неимеющие, не сомневаясь, получить. И когда приемник апостолов, епископ или священник, помазал нас после крещения святым миром со словами: печать дара Духа Святаго, мы получили ту же благодать, что и апостолы. Оно в нас, это семя, полное животворящей силы, оно прорастет и принесет плоды Духа, такие же, как и в апостолах, если только мы потрудимся сделать землю своей души не такой холодной и сухой, как она есть. Подумайте, какое сокровище мы носим в себе, и какая страшная ответственность лежит на нас, если Посеявший придет и увидит его в небрежении среди всякой нечистоты. Подумайте, какая страшная будет беда, если Дух Святой со Своими небесными дарами так и останется Сам по Себе, а мы сами по себе со своими страстями, со своей суетой, если земная жизнь пролетит, а небесная так и не начнется» (Митрополит Сурожский Антоний).

Наши обязанности бывают нами поругаемы, когда мы не являемся подобно святым ученикам свидетелями Христовыми, когда через наши страсти и через нашу неблагочестивую жизнь посрамляется Господь и Его Святая Церковь. Когда люди, не знающие Бога и Церкви, видя нас, как православных христиан, ругают Святую Церковь, видя отсутствие в нас благочестия, они указывают нам: «Ну и что, что вы ходите по нескольку десятилетий в храмы Божии, но продолжаете быть злыми людьми и продолжаете быть нечестными по отношению к себе и окружающим, не являете плоды духа». Такого, дорогие мои, не должно быть ни у кого из нас: ни у священников, монашествующих, мирян. Все мы должны быть проповедниками Слова Божия, все мы должны нашей добродетельной жизнью являть подлинный пример жизни во Христе, как являли и являют его святые угодники Божии.

Поэтому Церковь — это сообщество, объединённое вокруг Бога нашего: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, единого в существе и троично в лицах Бога. Эти лица Святой Троицы в едином Божественном существе окружены Ангелами Божиими, святыми угодниками Божиими, которые непрестанно в Царствии Небесном прославляют Бога. Но и мы, дорогие мои, являемся этой же Церковью, которая окружена этими Ангелами и этими святыми угодниками вокруг Бога нашего.

Поэтому наша с вами общая задача состоит в том, чтобы являть собой единение во Христе, единомыслие и единочувствие во Христе Иисусе. Когда мы будем единым Телом Христовым, как об этом говорит святой апостол Павел (см. 1 Кор. 12, 27), тогда мы и будем являть собой Церковь. Мы являем её, дорогие мои, потому что мы все вместе, потому что мы молимся, участвуем в Таинствах Христовых, мы становимся сотелесниками Христу в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых, мы вместе с вами, каждый из нас, несем свой тяжкий христианский крест.

Поэтому молиться друг за друга – это общая задача, поскольку мы Святая Церковь во Христе Иисусе. Всякое богослужение настраивает нас на то, чтобы молились, прежде всего, за Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Предстоятеля Русской Православной Церкви, за Главу государства, за воинство, за страну, за людей, живущих в нашей общности.

Поэтому будем вместе, едиными устами, не только в этот день сошествия благодати Святого Духа на святых апостолов, но и всякий день жизни нашей вновь и вновь повторять, желая нашего единства друг с другом во Христе Иисусе, те слова, которые Святая Церковь сегодня торжественно повторяет многократно: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 8-ю по Пасхе, День Святой Троицы, Пятидесятницы