Обновления

Слово митрополита Исидора в понедельник Пятидесятницы, День Святого Духа

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в понедельник Пятидесятницы, День Святого Духа

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в понедельник Пятидесятницы, День Святого Духа

Свято-Духовский храм,
г. Духовщина, 5 июня 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья сестры! Какие жизнеутверждающие слова, какое человеколюбие Господь подаёт нам через Святую Церковь! Ту Церковь, которую Он, Спаситель мира, основал благоволением Небесного Отца и Сошествием через Него, через Сына Бога Духа Святого.

Это Троичное утверждение Церкви имеет реальное воплощение в жизни. Этим реальным воплощением является та власть, та сила, которую Господь подаёт только Церкви. Вне Церкви нет никакой иной силы.  Господь жизнеутверждает нас словами двадцатого стиха восемнадцатой главы Евангелия от Матфея: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

Что может быть более радостным для нас, чем то, что Господь пребывает с нами и то, что там, где мы во имя Его собраны, там Он?

Это очень важно для нас с вами. Важно, что мы не просто собираемся по произволению своей плоти. В нас действует не просто некий эгоизм и желание показать себя или удовлетворить ту или иную потребность, в нас действует желание сделать это во имя Божие. А что означает это общение во имя Божие? Это то, что мы собраны именно ради Бога, и никакой иной цели в жизни Церкви, чем единение ради Бога, не может быть. Именно в Боге мы обретаем единство друг с другом. Именно Господь духовно объединяет нас. Это духовное единство, которое бывает намного теснее и ближе, чем единство телесное, и образует Церковь Божию.

Мы с вами – единокровные братья сестры, поскольку причащаемся Единого Тела Христова и пиём из Чаши Единую Кровь Христову. Поэтому, дорогие мои, важно осознавать: чтобы наше пребывание в Церкви было только во имя Божие и только ради Господа. Чтобы ничего эгоистического, ничего греховного, личного не присутствовало в нашей жизни.

Господь, из слышанного нами отрывка из Евангелия от Матфея (Мф, 18, 10-20), так повелевает поступать с теми, кто согрешает против нас: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18, 15). Слово «обличение» никоим образом не означает осуждение, поскольку осуждение – это грех. А обличение, по мнению святых отцов, означает нашу способность вернуть человека к добродетельной жизни через наше доброе указание, а лучше всего – через добрый пример в нашей жизни, ведь нет большего свидетельства во Христе, чем образ нашей жизни. Даже слова, произнесённые о добре, не так воздействуют на природу человеческую и окружающих людей, как само доброделание. Поэтому Господь нас всегда призывает к доброделанию, как к реальному осуществлению нашей любви к Богу и к ближним. Господь говорит: «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь». (Мф. 18,16-17).

Таким образом Церковь объединяет народ Божий. Объединяет только тех, кто верит в Бога. Объединяет только тех, для которых имя Божие является главным и первостепенным, тех, кто отметает всё греховное, потому что там, где Господь, там, где Церковь, не может быть греха.

Дорогие мои, когда мы желаем быть в Церкви Божией, когда мы желаем ощущать своё единство во Христе, нам необходимо каждый раз возвращать себя в Церковь. Этим способом возвращения себя в Церковь является Таинство Исповеди.

То, что мы говорим Господу, в чём мы сокрушаемся перед Ним сердечно, в чём мы обещаемся перед Богом не согрешать, – всё это Господь покрывает Своей Божественной благодатью в Таинстве Исповеди, поскольку законным образом поставленный Богом священник разрешает нас от этих грехов, разрешает, как никто иной не способен разрешать. И ни у кого нет власти вязать и решить грехи: ни у самого богатого, ни у самого именитого человека, ни у самого авторитетного. Эта власть есть только у Бога, через поставленное Им священство. Это всё организует наше единство во Христе. Господь присоединяет к этим словам мысль о том, что «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16,23).Это свидетельство тому, что всякое наше прошение должно непременно исходить из того, что мы желаем славы Божией, мы желаем себе спасения. Нет ничего из того, что мы попросили, чего Господь бы нам не дал. Он дает нам просимое всегда, если это полезно для нашего спасения.

Но почему Господь не исполняет наше греховное прошение? Да потому что «Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его» (Пс. 10, 7). Это свойство Божие по отношению к тварному миру означает для нас то, что только праведная молитва слышна Богу. Только наше праведное сердечное воздыхание, к коим относятся наши покаянные слёзы, прошения о спасении нас самих и окружающих людей и определяют эту праведность. А всякий из нас, собранный во имя Божие, является избранником Божиим. И этих избранников, отделённых от иного общества, Господь называет святыми.

Дорогие мои, когда мы слышим во время Божественной литургии слова «Святая святым», то это обращение Господа к нам. К нам, поскольку Господь определяет нас, как тех избранных, которым Он желает спасения. Господь определяет нас, как то Своё словесное стадо, которое Он, Архипастырь Великий, ведёт ко спасению.

Со вчерашнего дня и сегодня, в день Бога Духа Святаго, мы с вами отмечаем День рождения Церкви. Это день рождения всех тех людей, кто родился во Христе, кто получил те белые крещальные одежды в Таинстве Крещения, тех, кто омывает себя слезами покаяния, очищая эти крещальные белые одежды своими слезами. Тех, кто приступает к Таинству Причащения Тела и Крови Христовых.

Поэтому, дорогие мои, наша с вами задача стремиться к тому, чтобы всегда быть в Церкви. Наша задача состоит в том, чтобы трудиться над тем, чтобы наши грехи, наши пороки, наши злые мысли и чувства не отвергали нас от Церкви Христовой. Для этого мы должны прибегать к покаянию. Для этого мы должны понуждать себя к доброделанию. Для этого мы должны искренне любить Бога и ближних.

Это всё невозможно делать без благодати Святого Духа, без того, чтобы Господь укреплял наши немощные силы, без того, чтобы Господь прощал нас, подавал нам Свою Божественную руку помощи. Поэтому вновь и вновь, дорогие мои, будем искренне во все дни жизни нашей повторять слова молитв, обращённые к Богу Духу Святому, слёзно сердечно просить Его простить, укрепить, уврачевать и указать нам путь спасения. Будем повторять и эти слова церковной молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в понедельник Пятидесятницы, День Святого Духа