Слово на Божественной литургии во вторник 2-й Седмицы по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
на Божественной литургии во вторник 2-й Седмицы по Пятидесятнице
13 июня 2023 года
Свято-Успенский кафедральный собор, г.Смоленск
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, Господь сказал нам бегать лживых пророков и тех людей, которые стремятся быть авторитетными для нас и внешним образом являют собой этот пример, но их внутреннее состояние далеко отстоит от внешнего впечатления, которое они производят. Так бывает с теми, которые заботятся о внешнем, но не заботятся о внутреннем, о духовном.
Господь, предупреждая нас, чтобы мы бегали таких лживых людей, предлагает нам верное свидетельство того, когда жизнь человека соответствует его словам и его внешнему виду – это духовное плодоношение. Без духовного плодоношения невозможна духовная жизнь. Апостол Павел перечисляет эти плоды духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).
Если человек в своём поведении не являет собою пример духовного плодоношения, то тогда в его духовной жизни существуют проблемы. Эти проблемы становятся ещё и проблемами остальных людей, когда такой человек стремится возглавить какое-либо сообщество, тем более, как об этом нам говорит святитель Афанасий Великий, опасно это, когда человек стремится возглавить церковную общину. И беда бывает не только с самим человеком, но и с окружающими людьми, поскольку такой человек, имея корыстные цели, может ввести в соблазн окружающих людей.
Поэтому, дорогие мои, важно нам быть только вокруг мудрых и добрых пастырей. Важно, чтобы наши духовные руководители были поистине делателями духа, тогда мы имеем правильные ориентиры к нашему спасению.
Святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот евангельский отрывок указывает нам на слова Господа: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф, 7, 17-18) и обращает наше внимание на следующее: «Но Христос не то говорит, будто худому человеку невозможно перемениться, или доброму невозможно пасть, но то, что человек не может принести доброго плода, доколе живет худо. Худой человек может перейти к добродетели; но доколе он остается худым, дотоле не может принести доброго плода».
Никто из нас не лишён возможности, через покаяние, через возвращение к добродетельной жизни, через исполнение Евангелия любви к Богу и к ближним, приносить добрые плоды. Но мы должны знать, что если мы сходим с этого пути, то мы наносим вред не только себе, но и окружающим нас людям. Эти проблемы бывают в наших семьях. Когда кто-то из родителей не находится на добродетельном пути, как страдает от этого семья… Какие бывают последствия, иногда необратимые, этого злого поведения.
Те злые явления, в отношении которых мы сегодня собрались на это богослужение, и затем на большую конференцию по сохранению жизни, связаны с тем, что, к сожалению, некоторые родители становятся причиной величайшего зла, к коему относится убийство младенца. Причинами того, что это происходит в семьях, что мама принимает такое решение, бывает не только она сама, но и папа, и окружающие люди, и отсутствие добра и соучастия. Женщины становятся на путь убийства детей из-за того, что они не видят возможного соучастия от окружающих людей. И как много зависит от нас, не только членов этих семей, но и друзей, подруг и даже посторонних мало знакомых людей. Когда мы безучастно проходим мимо чужого горя, мы соучаствуем в зле.
Дорогие мои, как важно каждому из нас, священнослужителям, монашествующим мирянам, студентам наших духовных школ на своём духовном пути не быть безразличными к чужому горю, не проявлять равнодушие тому или иному проявлению зла, а всегда быть свидетелями и работниками добра. Но для этого необходимо очень много работы проводить над самим собой, необходимо избавиться от тех страстей, пороков, которые часто являются причинами многих неурядиц в нашей жизни. Как нам говорит святитель Афанасий Великий: «Не слово велемудрое, не наружность прикрашенная вводят в царствие небесное, но совершенная и непытливая вера с похвальною и ясною предусмотрительностью» (См. Святитель Афанасий Великий. Беседы на Евангелия от Матфея). Будем же и мы стремиться к этому. Пусть простое благочестие, простое отношение к окружающим людям, предусмотрительность и осторожность в отношении друг с другом будут теми важными нашими нравственными, духовными качествами, которые помогут нам духовно плодоносить добрые плоды и являть собой пример церковного благочестия и любви к Богу и к ближним.
Аминь.