Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в храме Иоанна Кронштадтского в поселке Верхнеднепровский
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
на Божественной литургии в храме Иоанна Кронштадтского
в поселке Верхнеднепровскийхрам в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского,
п. Верхнеднепровский, 29 июля 2023 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Для нашей с вами духовной жизни важно понимание того, что Господь не просто наблюдает за нашей с вами жизнью, Господь является непосредственным её участником. Это бывает даже тогда, когда мы это не осознаем и даже тогда, когда мы этого не хотим. Ведь Господь — это чадолюбивый Отец, Который любит нас совершенно всею Своею Божественной любовью. И невозможно человеческому уму понять всё совершенство этой любви. Так же, как невозможно человеку понять смысл того, что происходит даже с самим человеком и почему человек выбирает злое, хотя всякий знает, что добро есть благо и каждый желает счастья в своей жизни, но всё равно человек делает злое.
Мы слышим из уст святого апостола Павла, который жалуется, стенает, обращаясь к христианам: «…потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 15). Так бывает и в нашей греховной жизни, поскольку мы поражены порчей греховной. В жизни нашей, совершая этот тернистый путь, оглядываясь назад, осознаем – то, что мы хотели сделать, во многом не сделали, а то, что хотели, чтобы вообще не присутствовало в нашей жизни, оно, к сожалению, присутствует. И так бывает у всякого человека.
Поэтому важно, чтобы немощи наши посещала Божия благодать. А она посещает нас особым образом тогда, когда мы стремимся к ней, когда мы открываем двери нашего сердца для того, чтобы Господь вошел через нихв нашу душу, когда мы мысленно, пусть даже не с заученными церковными словами, а просто в глубине своего сердца, даже не зная никаких церковных молитв и песнопений и не понимая традиций, просто обращаемся к Богу двумя словами: «Господи помилуй». И это способен делать всякий из нас, где бы он ни был, какие бы сложные дела и обстоятельства жизни не сопровождали нас, всегда простое обращение к Богу в глубине сердца, не напоказ, способно привлечь в душу человека Божию благодать. А когда Божия благодать присутствует в нашем сердце, тогда и не страшны все жизненные обстоятельства и перипетии, ведь мы осознаем, что Господь с нами, Он помогает, руководит нами. А когда мы стремимся к тому, чтобы вести церковный образ жизни, когда мы дерзаем называть себя чадами Церкви Христовой, тогда мы ощущаем во всей полноте действие благодати и Таинство Крещения вводит нас в пространство дома Божия. Будучи верными чадами Церкви, находясь в храме во время богослужений, мы реально присутствуем на Небе. И это начало Царствия Небесного для нас. Поэтому, дорогие мои, великие милости Господь нам дал, но ещё много того, что мы не осознаем.
Сегодня мы слышали у евангелиста Иоанна слова Христа Спасителя, Творца нашего, Который говорит нам о том, что Он заботится не только о людях живых, но и о тех, кто ушел из этой жизни. Он говорит: «…воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 40). И эта надежда возможности пребывания всякого верного Богу человека с Богом является безусловной. Эта надежда совершенно выполнима, поскольку Сам Господь обещает нам то, что мы являемся наследниками Царствия Небесного. От нас с вами зависит лишь то, потрудимся ли ради Бога, постараться так делать, чтобы Господь управлял нами и нашей жизнью, чтобы Господь принял нашу исповедь, которую мы бы произнесли в присутствии священника, и этот бы священник прочел таиносовершительную разрешительную молитву.
Господь в жизни нашей подает нам величайшее Таинство, которое несравнимо ни с каким богатством в этом мире во все века. И это богатство – Таина Причащения Тела и Крови Христовых. Эта возможность буквальным образом очищает, омывает нас от грехов, возводит нас в Царствие Небесное, делает нас сотелесниками Богочеловеку Христу. Так что и живя в этой жизни, мы получаем всё необходимое для того, чтобы ощущать это Небесное гражданство, к которому нас призывает Господь.
Поэтому, дорогие мои, будем с благодарностью за наступивший новый день и просыпаясь, осознавая, что мы живы, будем благодарить Бога простыми словами: «Слава тебе Господи, что я живу, что я имею возможность к покаянию, что я имею возможность к доброделанию, к любви к Богу, к ближним, к Отечеству, что я имею возможность творчески проявить себя». Это невероятная милость Божия, которая, особенно, нами будет цениться, дорогие мои, когда мы уйдём из этой жизни, когда ничего временного, телесного, не будет в нас присутствовать до Страшного Суда, после которого Господь вернёт все наши тела. А сейчас, после кончины нашей, мы будем лишь вспоминать о том, что могли бы сделать и не сделали, в чем могли бы покаяться и не покаялись. И это очень важно, важно использовать ту милость Божию, которая явлена нам в возможности покаяния.
Поэтому не будем затягивать время к нашему духовному исправлению, будем стремиться к тому, чтобы принести сердечное деятельное покаяние перед Богом, будем стремиться к тому, чтобы добрые дела были содержанием нашей жизни. Если так будет, то мы вполне имеем надежду на то, что Господь воскресит нас к жизни вечной, к тому, чтобы быть вместе с Богом, но если мы сопротивляемся Богу, если мы не желаем нашего спасения, если мы не желаем упоминать Имени Божия, не стремимся к тому, чтобы Господь помиловал нас, то Господь нас по милости Своей определит с теми, кто не желает быть с Богом. А место, в котором люди не желают видеть и знать и присутствие Божие, называется адом.
Не дай Бог никому из нас из живых и мертвых оказаться в том месте. Потому что нет более несчастного человека, чем тот, который стремится удалиться от Бога. И подобно тому, как жизнь в Царствии Небесном будем вечным стремлением к Богопознанию, и те способности, которые в нашей временной жизни, данные нам Богом в творении, не совсем раскрыты в этой жизни, они будут, по учению святых отцов, совершенным образом все эти способности и таланты раскрыты в том вечном Царствии Небесном. Эти способности будут связаны с тем творческим потенциалом, который имеет всякий человек и это совершенное творчество, в том числе и интеллектуальное, будет реализовано нами в вечности. И Сам Господь определит, каким образом человек ко благу своему будет вечно познавать бесконечного Бога. Также и те, кто окажутся в аду, будут бесконечно стремиться удаляться от Бога. И чем дальше это будет удаление, тем скорбней будет бытие личности такого человека.
Поэтому, дорогие мои, используя все возможности данные нам Богом, будем стремиться к тому, чтобы в человеческом смысле называется простым и единственным словом – счастье. Ведь счастье там, где Господь, счастье там, где Его Церковь как место спасения, счастье, где мы обретаем любовь к ближним, к Отечеству, ко всему тому, что дорого нашему сердцу, что создает для нас это пространство счастья. Будем искренне молиться сегодня о том, чтобы Господь простил и помиловал нас и упокоил всех тех людей, кто близки нашему сердцу.
Сегодня мы собрались для того, чтобы особым образом почтить дорогого нашему сердцу настоятеля храма, иерея Алексия. И помолившись соборно, всем Приходом, попросить Господа о том, чтобы Господь простил его грехи вольные и невольные, чтобы Господь определил его в то место, ради которого он совершал свои многолетние служения, ведь он служитель Царствия Небесного.
Так вот пусть Господь, простя эти временные грехи, которые сопровождают жизнь всякого человека, упокоил его. И Господь, глядя на нашу любовь, может быть, не по некоторым заслугам отца Алексия, а в силу дерзновения нас с вами, друзей отца Алексия, сказал бы ему на Страшном Суде, как глядя на тех людей, которые принесли расслабленного и через крышу передали для исцеления Спасителю: «…прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5, 23). Пусть и ему Господь в Царствии Небесном скажет: «Прощаются тебе грехи раб Божий иерей Алексий». И видя наши искренние сердечные молитвы, Господь не только его бы помиловал, но и нас, как усердных молитвенников и соработников дорогого нашему сердца иерея Алексия.
Вечная память, вечный покой.