Обновления

Слово митрополита Исидора в день события Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день события Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

 

Храме в честь Спаса Нерукотворного Образа

г. Смоленск, 29 августа 2023 г.

 

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

 

Святая Церковь в Писании говорит нам о том, что мы являемся блаженными, когда видим то, что видели ученики, и когда нашим слухом сердечным воспринимаем все то, что воспринимали ученики Христовы. Все это относится и к нашему с вами спасению. Это относится не только к тем временам, в которых Сам Господь возвещал Своим гласом о спасении рода человеческого. Это относится и к тем временам, которые связаны с историей явления Эдесского образа Спасителя, когда Он был запечатлён на убрусе по просьбе правителя города Эдессы по имени Авгарь. Эта история очень хорошо известна не только Церковному Преданию, но и светским историкам того времени, так что все во многом повторяли эту историю, когда Господь запечатлел образ Свой нерукотворный на холсте и отправил его вместе со Своим письмом прокажённому, заболевшему проказой правителю Авгарю. И Авгарь получил исцеление, и прочёл то, что ему Господь написал.

Поэтому, дорогие мои, мы должны ясно осознавать вместе с вами то, что Господь являет свою милость нам. Как Он сказал ученикам: «Не знаете, какого вы духа» (Лк.9, 55), когда Иаков и Иоанн просили Господа сделать так, чтобы самарянский город не устоял на месте из-за того, что не принял Спасителя, идущего на Своё страдание. Потому что Господь пришёл в мир не для того, чтобы погубить, а для того, чтобы спасти человеческий род. И сколько этих благодатных возможностей Господь давал всякому человеку, обращающемуся с Нему. И не только правителю Авгарю, но и всем тем благочестивым правителям и людям, желавших спасения.

Как нам с вами хорошо известно, византийский император Константин Багрянородный в 944 году перенёс этот образ из Эдессы в Константинополь для того, чтобы жители столицы могли видеть это чудо Божие и поклониться образу, а главное знать, как вся эта история с явлением Нерукотворного образа напрямую отличает иконоборчество и всех тех, кто называет себя последователями Христа, но при этом отвергающих иконы и изображения Спасителя. Сама эта история обличала их в том, что Сам Господь благословил Своё изображение, приложив к намоченному лицу убрус. Все это свидетельствует о том, что все то, что содержит Церковь, ныне является единственным спасительным. И то, что Святая Церковь не предлагает людям, то не является спасительным.

Дорогие мои, очень важно, чтобы мы знали священную историю. Очень важно, чтобы вы знали историю, связанную с явлением здесь образа, в Окопной церкви. Важно, чтобы мы знали ту славу, которую Господь явил явлением этого образа здесь, где Михаил Шеин в 1632-1633 годах защищал и оборонял Смоленск. Все это мы должны знать, если мы любим наше Отечество, если мы почитаем отечественные праздники, особенно те, которые относятся к славе Божией. Все мы нуждаемся в той силе духа, которую имели наши предшественники-смоляне, защищавшие наше Отечество, высоко воздвигнув образ Спасителя, уповая не на свои человеческие силы в защите Отчества, а на силы Божии. И Господь являл Свою Божественную силу, потому что сила Божия в немощи человеческой совершается. А уж сколько, дорогие мои, этих наших немощей мы знаем сами.

Поэтому важно нам самим уповать на волю Божию. Важно, чтобы мы приучали подрастающее поколение к тому, чтобы они любили Бога, чтобы для них Церковь Христова стала поистине подлинным, родным домом, чтобы отечественные события, связанные со славой Божией, хорошо знали молодые люди. Этого не будет, если люди старшего поколения, если наши бабушки и дедушки, будут лениться приходить в храм Божий, если они будут лениться узнавать яркие события, связанные с именем Бога и со Святой Церковью. Поэтому, дорогие мои, на каждом из вас, не только на священнослужителях, монашествующих, но и на вас, дорогие миряне, лежит высокая ответственность. Ответственность не только за себя, но и за подрастающее поколение, потому что во многом на нас смотрят окружающие люди. И мы, к сожалению, иногда бывает поводом для соблазнов. Соблазнов не почитания праздников, соблазнов пренебрежения святыни, соблазном незнания нашей отечественной истории. В наше время, слава Богу, печатается единый учебник истории России. Это достижение, которое мы должны были бы получить ещё много десятилетий назад. Чтобы молодёжь изучала историю не из альтернативных учебников, которые, к сожалению, даже в нашей стране еще до недавнего времени сочинялись и издавались на финансирование из зарубежа, поэтому там проскальзывали неточные сведения о нашей отечественной истории, особенно новейшего периода. Поэтому очень важно, чтобы все мы, бабушки и дедушки, родители радели о том, чтобы и в учебниках у нас было все в порядке, и с почитанием праздников чтобы было все в порядке, чтобы мы являли собой пример того, как мы молимся за защитников Отечества.

А почему наши бабушки и дедушки сейчас не приходят в храм, чтобы помолиться за своих внуках, которые там, на передовой, защищают Отечество? На них могут исполниться эти слова апостолов Иакова и Иоанна о необходимости поразить самарянское селение – и здесь речь идёт о душах человеческих, а это больше, чем дома, больше, чем города. Поэтому будем ответственны, дорогие мои, и молиться за тех, кто защищает сейчас наше Отечество, кто уберегает нас от проявлений фашизма и той разлагающей идеологии и пагубной нравственности, которая уже во многом погубила общество там, за рубежом, и стремится к тому, чтобы порушить и наши религиозные, духовные, национальные традиции.

Поэтому будем, дорогие мои, почитать наши праздники. Будем неленостно приходить в этот день третьего Спаса, когда отмечается и чествуется образ Нерукотворный Спаса Господа нашего, когда мы прославляем и молимся за защитников Отечества, кто в XVII веке во главе с Михаилом Шейном отстаивал город Смоленск, И мы ныне возносим наши молитвы за нынешних защитников Отечества. Мы молимся все вместе, всей Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церковью, чтобы Господь, Царица Небесная, явленная здесь своим образом «Умиление», защитили всех нас, чтобы Они укрепили наши семьи, чтобы Они дали силу и мужество воинству, чтобы Они дали решимость нашим мужчинам, чтобы они дали ревность о воспитании детей нашим женщинам, чтобы мы все искренне и добросовестно относились к возложенным обязанностям врача, педагога, служащего, рабочего на заводе. Это невозможно без того, чтобы не любить Бога и не любить ближнего, Отечество наше. А сама по себе эта любовь не приходит в сердце человеческое, её можно пустить, эту благодать, в сердце, чтобы она там пребывала, и эта благодать бы являла собой любовь к Богу и людям.

Дорогие мои, будем искренне молиться и на сегодняшней службе, прося Бога о Его богатых милостях, ведь Он пришёл спасти всякого человека. И мы в подлинном смысле блаженны и имеем возможность помолиться Богу, имеем возможность получить Его Божественную помощь, принять Таинства Исповеди и причаститься Святых Христовых Таин – нет ничего большего на свете, чем это. Поэтому с благодарностью к Богу и молитвой будем ответственно относиться к своим христианским обязанностям – каждый священник, монашествующий, мирянин, чтобы и нам всем вместе с апостолами святыми, которые сопровождали Спасителя на Его крестные страдания, стать свидетелями не только Его распятия, а мы бываем этому свидетелями, когда сами распинаем свою греховную жизнь со страстями и похотями, но и быть свидетелями Его преславного Воскресения, которое также способно произойти в сердце каждого из нас, если мы будем неизменно следовать за Христом, исполнять Его заповеди, проявляя любовь к Богу и ближним.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день события Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа