Обновления

Слово митрополита Исидора в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 6 января 2024 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! 13-я глава Евангелия от Матфея содержит в себе обширную притчу о сеятеле (см. Мф. 13, 24-30). Затем Господь приводит притчи о семени, которое дает много плод, и о закваске (см. Мф. 13, 31-33). И евангелист замечает, что Господь произносил Свою Божественную мудрость – притчи и ничего не говорил без этих притч.

Действительно, притчи содержат ту мудрость, которая отражает законы бытия, законы духовной жизни. И в основе нашего с вами человеческого бытия должна находиться вера, о которой так много говорит святой апостол Павел, вера, которая является фундаментом нашей с вами личной жизни. Наша с вами вера в Бога подобна тому семени, посадив которое, мы получаем древо, содержащее на себе плоды духовной жизни.

Если вера наша тщетна, то и плодов духовной жизни у нас с вами не бывает. А какие плоды духовной жизни? Мы также из Послания к Галатам слышим: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5, 22-23). Обратим внимание, дорогие мои, на то, что есть у нас вот эти добродетели, стяжали ли мы за многие годы нашей церковной жизни хотя бы что-то из того, что перечисляет святой апостол Павел? Или наше хождение в храм Божий бывает бесполезным, что является трагедией для нас. Поэтому если в нашем сердце нет смирения по отношению к Богу, нет желания исполнять Его заповеди, то значит что-то не в порядке в нашей духовной жизни. И, конечно же, Сам Господь для нас является источником нашей надежды. Надежды на то, что не нашими мнимыми добродетелями, а Его Божественной волей, мы с вами можем достигать Царствия Небесного, Его Божественным милосердием, Его человеколюбием, Его отеческой заботой о каждом из нас, обращающемуся к Нему с молитвой. И в основе всего этого бытия духовного лежит, конечно же, любовь, которая превыше всякой добродетели, потому что Сам Господь явил Собой эту Божественную любовь.

И по слову апостола и евангелиста Иоанна Богослова, если мы не любим ближних, если наносим им вред и ущерб, если желаем кому бы то ни было зла, даже тем, кого мы считаем злыми людьми, значит, мы ещё не стяжали любовь Божию. Мы всякому человеку должны желать блага: в молитве нашей, в поступках наших, в образе мыслей наших, мы должны желать спасения в Господе. Если этого тоже нет, если кого-то мы осуждаем, если на кого-то раздражаемся, если, не дай Бог, кого-то ненавидим, то тщетна наша вера, никакой любви к Богу у нас тогда нет.

Поэтому притчи, конечно же, содержат те мудрости, которые возвещают нам Пришествие Господа, Его Страшный Суд. Этот Суд для нас будет катастрофичным, если мы пойдём на этот Суд Божий не готовыми. А что такое Суд Божий? Это, прежде всего, встреча нашей бессмертной души с Богом, Который дал нам эту душу как дар. Поскольку это встреча с Богом, мы с вами должны готовиться к этой встрече. И Рождество Христово – это есть ничто иное, как событие встречи человечества со своим Творцом, с Богом, пришедшим в мир.

Читая 13 главу Евангелия, изъясняя притчи, которые готовят нас к тому, чтобы мы душевно и духовно готовились к Пришествию Господа нашего Иисуса Христа, отмечая событие Рождества Христова, мы должны не забывать, что Господь, однажды придя на землю и совершив дело спасения всего человеческого рода, в следующий раз теперь посетит землю со своим Божиим Судом. Но каждый из нас, не дожидаясь этого Божиего Суда, увидит Господа, когда произойдёт его личная, частная, встреча во время кончины своей земной жизни.

Поэтому, предваряя все эти самые сложные экзамены в нашей жизни, предваряя те испытания, которые наступят, безусловно, для каждого из нас, будем стремиться к тому, чтобы в основе нашей жизни была крепкая вера в Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы мы с вами пламенели любовью к ближним и, тем самым, научились бы любви к Богу и, конечно, во всем этом почерпывали нашу надежду на то, что Господь Своим Божественным милосердием простит и помилует всех нас.

Пусть наше с вами участие в соборной молитве, пусть участие в Таинствах Христовых, будет тем спасительным средством, которое и приведёт нас в Царствие Небесное.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)