Слово митрополита Исидора в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, в Попразднство Богоявления
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, в Попразднство БогоявленияСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 21 января 2024 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В Попразднство Богоявления Господня мы слышим слова, которые слышали не так давно от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). И Сам Господь, перешедший из Назарета в Капернаум вновь повторяет для каждого из нас эти слова: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).
Явлением этого Царства Небесного для нас с вами является благодать, которую мы получили с вами в водах Крещения, войдя именно в те воды, в которые вошёл Господь наш Иисус Христос, омывший и освятивший их Своею Божественной благодатью, приготовившей эту купель вечного рождения для нас с вами, чтобы мы рождались в жизнь вечную.
И в послании к Ефесянам святой апостол Павел нам говорит о том, что Богом дана каждому из нас благодать (см. Еф. 4, 7-13). И эта благодать даётся нам в меру того дара, который Господь каждому из нас даёт. Обратите внимание, не мы с вами являемся теми, кто заслужил благодать Бога, но благодать есть дар Божий. Поэтому пусть никто из нас не хвалится тем, что носит имя христианина, пусть никто из нас не хвалится тем, что имеет те или иные Богом данные таланты, потому что это не наша заслуга, а Богом данная. Поэтому святой апостол Павел продолжает, что в силу этого Богом данного дара, некоторые из нас запечатлены в своём служении: апостольском, кто-то пророческом, а кто-то проповедническом и священничестве.
Преподобный Феодор Студит, обращая внимание на это место Священного Писания, дополняет эти апостольские слова: «Апостол не сказал: “и царями”. Тебе, царь, вверено управлять мирскими делами, городскими работами и военной силой. Об этом ты и прилагай попечение, а церковные дела оставь пастырям и учителям, как учит об этом апостол. Если же нет, то знай, что мы не примем учения, противного нашей православной вере, если бы принес его даже Ангел с неба, а тем более не послушаем мы тебя, земного, бренного человека» (см. Житие преподобного Феодора Студита). Поэтому святитель Иоанн Златоуст в толкованиях на эти слова святого апостола Павла говорит, что для нас с вами не должно быть важно, кто из нас какой дар имеет, ведь те, кто по притче Господа большие таланты имеет, будет больше отвечать за них перед Богом (см. Святитель Иоанн Златоуст: «Беседы на Послание к Ефесянам»). Если у каждого из нас есть скромные таланты, так будем, по слову апостола Павла, хвалиться, радоваться тому, что мы имеем эти малые таланты, а кто имеет таланты больше, призван к большему и значит, тот послужит большим, будет ответственным в большей мере за это.
Поэтому, дорогие мои, обращая на это внимание, мы с вами говорим о том, что священство и проповедничество – есть, безусловно, дар Божий. Не всякий способен дерзать на это, а тот, кто от Бога получил этот дар, просит Бога о том, чтобы Господь укрепил его Своею благодатью, дал большей силы, приумножил те Богом данные таланты, которые священник получил в Таинстве рукоположения от Самого Бога. И если священник не совершает должным образом своего служения, значит это есть грех наёмничества, за который человеку, носящему этот дар, нужно будет ответить перед Самим Богом.
Поэтому очень важно, чтобы мы с вами соборно, всей нашей большой христианской семьёй, просили священнику Божией помощи, Божиего благословения на его тяжкие священнические труды. Чтобы мы в наших личных взаимоотношениях с батюшкой стремились к тому, чтобы они были ровными, чтобы они соответствовали нормам христианской жизни. Никоим образом никто из нас не должен служить соблазном для священника, так же, как и священник в своей пастырской деятельности основывается только на слове Евангелия и на Предании Святой Церкви. Поэтому труд священника тяжек, но не менее тяжек и ответственен труд каждого из вас, дорогие миряне. Ведь святой апостол Павел говорит, что каждому дан этот дар в определённую меру. Кто-то эти дары реализует в той или иной профессии, кто-то являет пример подлинного служения в семье, кто-то является человеком военным, кто-то врачом, кто-то педагогом, кто-то реализует этот дар в делах милосердия.
Так что каждому из нас, дорогие мои, даны эти дары, каждый призван к тому, чтобы приумножать их, потому что каждый из нас ответит за это перед Богом. Поэтому на каждом из нас с вами ответственность, каждый должен потрудиться ради Христа и, как говорит святой апостол Павел в Послании к Ефесянам, что всё это служение, в соответствии с Богом данными дарами, служит к созиданию Церкви. Каждый нас вносит свой значимый вклад в жизнь Церкви, ведь Церковь это и есть совокупность верующих во Христа людей, объединённых единой верой, Таинствами, обрядами, традициями. Поэтому ответственность лежит на каждом из нас. Так будем же ответственно совершать своё служение перед Богом, будем осознавать свою подлинную причастность к жизни в Боге и в нашей деятельности во Святой Церкви. Когда мы будем осознавать, что Церковь является для нас подлинным домом, поскольку это дом Божий, тогда нам с вами будет хотеться стремиться к Тому, чтобы как можно чаще быть в этом доме Божием, поскольку это наш с вами дом, это дом Отца нашего Небесного.
Поэтому очень важно, дорогие мои, чтобы мы всё это осмысляли, чтобы подавали пример для окружающих людей к тому, что мы являемся носителями дара Божиего, что мы являемся примером для подражания окружающим людям, тем, которые ещё не осознают наличие у них даров Божиих. И вот когда мы с вами будем ответственно служить, когда мы будем вовлекать в это наше служение всё большее и большее число людей, приводя их ко Кресту и в Святую Церковь, тогда мы будем ощущать в себе приумножение этих Божиих талантов. Может быть, это только Богу известно, Господь даст новые таланты тому человеку, который однажды был мирянином, а потом Господь призвал его к тому или иному особому служению в Церкви: служению мирянина, а может быть служению монашескому или служению священническому, если мы говорим о мужеском поле.
Поэтому, дорогие мои, очень важно наше ответственное служение, важно то, что мы с вами находимся в храме вместе, друг за друга молимся. Мы призываем Божию благодать на каждого из нас. И пусть наша священническая молитва, пусть ваша соборная молитва присутствующих в Церкви Божией, даже тех, которые сейчас не могут по той или иной причине прийти в храм, потому что лежат на больничной койке или находятся в темнице, или выполняют свои служебные обязанности, в том числе обязанности воинские, пусть молитва каждого из нас будет призыванием Божией благодати на Святую Церковь. Ведь как об этом мы слышали сегодня в послании святого апостола Павла к Ефесянам: «…один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 5-6). И мы с вами являемся единым стадом Божиим, осознающим себя как большая христианская семья и ощущающим себя, своё сыновство перед Богом, своё сыновнее, дочернее призвание к тому, чтобы каждому из нас стать наследниками Его Божественного Небесного Царствия.
Аминь