Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 28 января 2024 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Вместе со святыми апостолами и множеством народа мы спрашиваем у Господа:«Кто же из нас достоин наследовать Царствие Небесное?».

И мы обращаем с вами внимание на только что слышанное нами евангельское чтение – это 18 глава Евангелия от Луки (см. Лк. 18, 18-27). Как мы слышали, ко Господу подошёл некто, очень почётный человек, представитель синагоги, а может быть, даже сам начальник одной из синагог с вопросом: «…что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18, 18). И Господь ему напоминает о главных ветхозаветных заповедях: «…не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18, 20), то, что принято среди людей благочестивых. Но этот человек имел ту глубокую страсть, которую он даже не воспринимал за страсть, а за естественное движение своего сердца, естественный ход своей жизни. Он был чрезвычайно богат и это богатство заполняло всё пространство его жизни, хотя он был благочестив, так что окружающие люди, видя его добродетельную жизнь, почитали этого человека. Эта добродетельная жизнь вмещала в себя исполнение заповедей Божиих, что является редкостью и для нас с вами, православных христиан, именующих себя людьми благочестивыми. Но Господь указывает ему на то, что действительно его покоряет, а он, будучи богатым человеком, искренне надеялся, что всё подвластно ему. Но богатство пленяло его жизнь, так что и слова Господа: «…еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22), как мы слышали из евангельского чтения, огорчили этого богатого человека. Потому что не мог он избавиться от того, что так сильно пленяло его сердце.

Поэтому, дорогие мои, мы с вами часто наблюдаем за тем, что вокруг нас достаточно много благочестивых людей. Но мы не понимаем, поскольку только Сам Господь сердце человеческое понимает, какие страсти могут пленять человека в глубине его сердца, что может являться для него идолом, что может быть больше, чем всё остальное добродетельное в его жизни, как у этого богатого человека. Когда мы с вами видим благочестивого человека, то не всегда это внешнее соответствует внутреннему состоянию. И парадоксальным образом, наоборот, то, что нам иногда кажется в человеке недопустимым, является лишь поверхностным явлением в его жизни, а в глубине сердца это человек добрый. Господь каждого из нас призывает к тому, чтобы мы не осуждали друг друга, потому что мы не способны видеть глубины сердца окружающих людей, мы субъективны в своих суждениях, как и в случае этого богатого человека.

Далее в 18 главе мы читаем, как апостол Пётр утверждает: «…вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Лк. 18, 28). И Господь отвечает: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной (Лк. 18, 29-30). Обратите внимание, это слова Господа, но это не инструкция к тому, чтобы мы механистично к этому с вами отнеслись, потому что формальное оставление нами своих домов, отказ от того, чтобы заботиться о родителях, родных и близких и всё время формально пребывать в храме, не вводят нас в Царствие Небесное. Потому что неформальное наше пребывание в храме спасает нас. Так что и наши с вами отношения в духовной жизни иногда бывают ложными, поскольку мы воспринимаем этот духовный образ жизни через то, чтобы формально прийти в храм, поставить свечку, подойти на исповедь, что-то произнести священнику и с холодным сердцем подойти ко Святому Причастию. Мы себя обманываем, если считаем, что этого достаточно для нашего спасения, что это формально вводит нас в Царствие Божие. Нет. И сегодняшняя евангельская история ясно нас в этом назидает.

Только наша способность бороться со своими страстями, особенно с теми, которые в глубине нашего сердца, с теми идолами, от которых мы не желаем избавляться в нашей жизни – вот что возводит нас в Царство Небесное. Но даже не это формально нас возводит. Как мы слышим в завершающих словах из евангельского чтения: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27), поскольку все мы, каждый из нас – нарушители заповедей, поскольку, нарушая даже самую малую часть, нарушаем весь закон.

Так кто же, дорогие мои, достоин этого Царствия Божия?А тот, как Сам Господь нам говорит, кто совершает своё дело не ради самого себя любимого, а ради Царствия Небесного.А что является в нас деятельным ради Царствия Небесного? А это то, когда мы ищем славу Божию, не своего комфорта духовного, не своего спокойствия, а то, что служит во славу Божию.

Поэтому, каждый из нас пусть задаст себе вопрос: «А что в нашей жизни служит славе Божией, что из того, что мы мыслим, что из того, что мы произносим нашими словами, какое деяние наше даже самое мелкое служит славе Божией?». И чем чаще мы будем себе задавать этот вопрос, тем больше изъянов в нашей жизни мы будем видеть. Мы будем видеть несоответствие, потому что мы мечтаем о себе, мы все больны мечтательностью о самих себе, вот что поражает нас с вами. Мы успокаиваем себя, думая, что мы спасаемся, а мы, возможно, гибнем. Поэтому всё время наша способность поверять нашу личную жизнь с Евангелием, со Словом Божиим, всё время работать над своей совестью – вот, что требуется в нашей с вами духовной жизни.

Но «невозможное человекам, возможно Богу», и чем больше мы будем работать над собой, тем мы больше будем видеть ту катастрофу, в которой мы с вами находимся, ту нашу личную неспособность противодействовать злу, тому личному злу, которое пытается пленить нас. А Господь нам говорит: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Поэтому наше богатство бывает в самых разных пространствах нашей жизни: кто-то мечтает о власти, кто-то о высокой карьере, кто-то о высоком воинском звании, полагая ради этого всё, даже вопреки какому-то здравому смыслу и к этому только стремится, полагая, что достижение цели оправдывает любые средства. Неправда, мы себя обманываем. Кто-то желает каких-то почестей в своей жизни, почитания себя, кто-то ищет богатства материального, обманывая себя, что он, благодаря этому богатству, станет счастливым человеком. Поверьте, как и сегодняшний евангельский образ этого богатого человека, большинство богатых людей глубоко несчастны, и даже несчастны в большей степени, чем люди неимущие средств.

И сама по себе материальная бедность, как мы с вами знаем, не возводит нас в Царствие Небесное, потому что наряду с богачом, бедный человек может быть поражён очень страшными грехами, одним из которых является грех осуждения, личной гордости и саможаления. И скольких людей мы видим, которые роются в помойном баке – это страшное явление в нашей общественной жизни – которые при этом не желают исправлять этот путь своей личной жизни, которые не желают восстановить свой паспорт гражданский, которые не желают вернуться к своим обязанностям даже тогда, когда им предлагаешь помощь. К сожалению, болезнь духовная поражает не только богатых, но и бедных, всякого человека. Зло не выбирает бедного или богатого человека, оно выбирает всякого человека, потому что зло стремится уничтожить всякого человека. Мы должны с вами противодействовать этому злу, кем бы мы с вами ни были: богатыми или бедными, состоятельными или несостоятельными, священниками или мирянами – каждый из нас призван бороться с грехом.

Поэтому обратим внимание на эту евангельскую историю, которую нам сегодня предлагает к осмыслению Святая Церковь и будем стремиться к тому, чтобы нам наследовать Царствие Небесное. Наследовать не потому, что мы об этом только лишь мечтаем, а потому, что мы совершаем деятельное покаяние, потому что мы вверяем свою жизнь Промыслу Божию, стремясь к тому, чтобы всё в нашей жизни служило славе Божией.

Дорогие братья и сестры, подумаем о том, чтобы наша жизнь служила славе Божией. Этого не будет, если мы о себе не заботимся и не заботимся о ближних. А что является заботой о ближних? Это, собственно, исполнение своих родительских обязанностей, обязанностей бабушки и дедушки, когда мы сами стремимся в храм Божий для того, чтобы поработать над своей душой и внуков своих тянем за руку к тому, чтобы они были приведены нами в храмы Божии, мы и детей наших будим утром в воскресенье, чтобы они не спали, а пошли в храм Божий, чтобы получили благословение на предстоящую седмицу и с помощью Божией более успешно совершали в эту неделю свои труды.

Поэтому многое зависит от каждого из нас, не только от тех, кто учит, кто назидает, но и от тех, кто совершает свое деятельное служение. Это вы, дорогие миряне, вы та неотделимая часть Церкви, которая также, наряду со священнослужителями, несёт ответственность за её настоящее и будущее. Поэтому, дорогие мои, вместе с вами будем нести это служение во славу Божию, понимая, что не нашими с вами силами, а Господь Своей благодатью ведёт нас в Царствие Небесное. А мы с вами должны каждый раз в нашей молитве взывать: «Господи, укажи правильный путь моей жизни. Господи, укажи мне грехи мои, которые я не вижу, но которые есть, открой мне духовные очи на тот страшный образ жизни, который я веду, который далёк от благочестия, далёк от искренней пламенеющей любви к Тебе и к ближнему».

А сегодня в послании святого апостола Павла к Колосской Церкви мы слышим этот призыв апостольский к тому, чтобы мы облеклись добродетелями, милосердием, верой и любовью к ближним (см. Кол. 3, 12-16). Поэтому, вооружившись этими добродетелями, особенным образом любовью к ближним, постараемся совершать наш христианский подвиг, надеясь не на свои силы, а на силу Божию. И тогда мы почувствуем в нашей жизни спасительную, твёрдую руку нашего Бога, Который ведёт нас в Царствие Небесное, Который желает того, чтобы каждый из нас наследовал Царствие Небесное – все мы, оставившие ради него отца и матерь, и братьев своих, и даже те, которые не сделали это добровольно, но естественным образом. Жизнь своим промыслом так ведёт, что мы по ходу этой жизни оставляем родителей наших, точнее, они оставляют нас, родные и близкие нас покидают, так что синодик об упокоении до конца нашей жизни становится длиннее, чем синодик о здравии. И это оставление ближних должно нас умудрять в том, что все мы должны с вами встретиться с нашими родными, близкими в Царствии Небесном, где наше подлинное Отечество, где подлинное проявление любви Бога к нам, где искренние отношения между нами. И пусть каждый из нас станет наследником желаемого нами Царствия Небесного.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 34-ю по Пятидесятнице