Слово митрополита Исидора в день памяти преподобных Ефрема Сирина, Ефрема Печерского, еп. Переяславского, Ефрема Новоторжского, Феодосия Тотемского
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день памяти преподобных Ефрема Сирина, Ефрема Печерского,
еп. Переяславского, Ефрема Новоторжского, Феодосия ТотемскогоСпасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь,
г. Смоленск, 10 февраля 2024 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти преподобного Ефрема Сирина, святителя Исаака Сирина, преподобного Ефрема Новоторжского, духовного отца преподобного Аркадия Новоторжского и Вяземского чудотворца, мы с вами собрались в этом храме для того, чтобы помолиться Господу, Пречистой и Преблагословенной Владычице нашей, святым угодникам Божиим преподобному Авраамию и Ефрему и этим, сегодня Церковью чествуемым, святым угодникам Божиим.
Преподобный Ефрем Сирин хорошо известен был всегда благочестивому русскому народу. Ещё в дореволюционные времена было издано полное собрание его творений. Это собрание вошло в восьмитомник, содержащий в себе не только толкование Священного Писания Ветхого и Нового Завета, но и очень важные тексты: учение о Святой Троице, учение о человеке и, конечно же, проповеди на праздники, духовные наставления монашествующим и мирянам, которые так важны для того, чтобы мы, зная их, могли бы верно идти по пути нашего спасения.
В слышанных нами сегодня завершающих стихах 11 главы Евангелия от Матфея, которые читаются Святой Церковью за Божественной литургией в дни преподобных отцов, мы вновь и вновь слышим слова Господа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30). Так вот преподобный Ефрем Сирин обращает в своём толковании на Евангелие от Матфея внимание на эти слова Господа и Спасителя нашего. Он говорит в контексте опровержения арианской ереси, свидетелем которой был в начале IV века, когда еще молодым человеком присутствовал на I Вселенском Соборе, где древние святые отцы, в том числе святитель Николай и святитель Спиридон утверждали вместе с иными святыми отцами православную веру.
Преподобный Ефрем Сирин в толковании этого евангельского места говорит о том, как важно каждому человеку ясно осознавать, что познание внешнего мира и познание всего внешнего по отношению к человеку мы воспринимаем не только через глаза, не только через органы чувств, но, прежде всего, что самое главное бывает в нашей жизни – это познание происходит от Самого Бога. И вот эти слова Евангелия, которыми начинается сегодняшнее евангельское чтение: «…никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27), как раз и указывают на то, что Богом даётся знание всякому человеку для его спасения.
Поэтому главным органом чувств для нас с вами является наше духовное сердце, которое бывает способно воспринимать Божии глаголы, слышанные нами в Евангелии. Но Евангелие с формальной точки зрения – это текст. А много текстов в нашей жизни мы читаем? И вот как об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: только лишь Евангелие по сравнению со всеми остальными книгами мира сего не имеет глубины, Евангелие бездонно в своих смыслах (см. Прп. Варсонофий Оптинский: «В Евангелии дна нет. Беседа с духовными чадами 15 июня 1909 г.»). Поэтому, прочитав ту или иную книгу, мы захлопываем её и ставим на полку для того, чтобы, может быть, никогда уже не вернуться к тем коротким и, может быть, очень важным смыслам. Но Евангелие мы открываем вновь и вновь, и читая знакомые нам слова, мы почерпываем новые духовные смыслы, нам открывается новая духовная перспектива, для каждого из нас, через простое евангельское слово, через послания святых апостолов. Поэтому, дорогие братья и сестры, как об этом нас наставляет преподобный Ефрем Сирин, будем неленностно изучать Священное Писание, будем стараться стремиться к тому, чтобы открывать Евангелие ежедневно, почерпывая глубочайшие смыслы для нашего сердца, указывающие путь нашего спасения.
Ещё преподобный Ефрем Сирин в своём толковании на слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11, 28-29) говорит о том, что Господь нам указывает на необходимость нашего крестоношения. Это самоотвержение, ведь само духовное состояние кротости и смирения, к которым нас призывает Господь – это результат тяжкого труда человека над самим собой. Невозможно просто так быть кротким и смиренным. Для этого требуются чрезвычайные труды самого человека и благодать Святого Духа, которая посещает человека, его душу, его сердце тогда, когда человек призывает Господа помочь ему, когда в его сердце смирение, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Поэтому для того, чтобы быть кротким и смиренным, что является дарами Божиими, нам необходимо очень много потрудиться, указывает нам преподобный Ефрем Сирин.
Поэтому, дорогие мои, каждый из нас призван к этому крестоношению: священнослужители, монашествующие и миряне – все должны нести свой крест, данный Богом. Постараемся совершать наш христианский подвиг неленностно, воодушевляясь чтением Священного Писания, воодушевляясь подвигом святых угодников Божиих: преподобного Ефрема, преподобного Исаака Сирина, преподобного Ефрема Новоторжского, который был современником святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси и его сыновей Бориса и Глеба. Будем подражать подвигам преподобного Авраамия и преподобного Ефрема, Смоленских чудотворцев. Молитвенно обращаясь к этим великим духовным наставникам, будем и сами стремиться к тому, чтобы благодатью Божией, которая привлекается нашей с вами верой в Господа, обращением к Богу, упованием на Его милосердие и покаянием нашим перед Богом достигать Царствия Небесного, которое для каждого из нас является подлинным Отечеством, к которому мы должны стремиться и на которое мы должны полагать все наши силы для его достижения.
Аминь.