Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, в день иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, в день иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 37-ю по Пятидесятнице,
в день иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 18 февраля 2024 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышим евангельскую историю, связанную с посещением Спасителем Иерихона. И те, кто бывает в паломничестве на Святой Земле, могут видеть ту смоковницу, на которую влез этот небольшого роста человек, мытарь по имени Закхей. И Иисус, проходя через город Иерихон, обратился непосредственно к Закхею, человеку, ведущему не совсем добродетельную жизнь, потому что и в те времена, и в наши времена взимать налоги и делать это принудительно – всё это является очень далёким от доброделания. Поэтому этот человек, которого, может быть, немногие любили в городе Иерихоне, влез в силу малости своего роста на этот большой тогда для того, чтобы увидеть того Самого Господа, о котором, может быть, слышал.

А почему он мог слышать о Господе? Да потому что он являлся одним из представителей иерихонской элиты. Он – начальник мытарей, а город стоял на пересечении дорог между Святой Землёй и Аравийскими странами, то есть странами восточными. И все торговые пути непременным образом проходили через этот город, так что и налоговая служба была успешной в своей деятельности. Успешной не для народа, а для тех, кто собирал эти налоги, кто принимал эти богатства. Но и налоговики сами себя не обижали, поэтому и Закхей был богат. Поэтому, когда мы слышим в диалоге слова Закхея: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8), то это означает то, что точно были люди, обижаемые этим, небольшого роста, но властным человеком,  способным отнять, может быть, даже последнее у человека, ради того, чтобы соблюсти норму существующих законов.

И мы слышим слова Спасителя, которые, по всей видимости, возмутили не только тех законников и фарисеев, которые сопровождали Спасителя и всё время искали того, в чем бы Его обвинить, но, наверное, даже самых близких учеников. Потому что многие не представляли – как это, Сам Господь войдёт в дом к этому грешному человеку и сделает это не через неделю, не через месяц, когда он принесёт плоды покаяния, а прямо сейчас Он зайдёт в дом. И Закхей не размышляет и не ставит никаких условий, как это бывает в нашей с вами жизни, когда мы ждём какое-то событие или какого-то человека и говорим: «ну, вы знаете, для того, чтобы вас встретить, нам необходимо неделю подготовиться». Такого не было такого у Закхея. Он немедленно сказал: Господи, вот я слезу с этого дерева, иду и встречаю тебя в своём доме. И Господь произносит эти возмущающие окружающих людей слова: «…ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19, 9).

Закхей действительно принадлежал роду Авраама, и Господь здесь об этом верно говорит.  Возможно об этом кто-то из окружающих людей знал, но речь идёт не о доме Авраама, как мы с вами знаем, а о том, что Господь указывает на то, что пришло спасение сему роду. И, как указывает нам святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский в своём толковании этого места Священного Писания, спасение дому сему приходит не в том, что он поделился деньгами. Мало ли людей, которые делятся деньгами: вспомните ту библейскую встречу с богатым юношей, который у Господа спрашивал: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Мы, очевидно, предполагаем, что этот богатый юноша тоже делился своим богатством и, может быть, в большей степени, чем этот Закхей мытарь. Не об этом речь, а речь о том, что Сам Господь посещает дом. И в этом суть спасения этого дома, а не в том, что Закхей поделился деньгами.

Поэтому, дорогие, и мы с вами, некоторые из нас, особенно люди богатые, отсутствующие сейчас здесь, в этом храме, но точно представляющие себе, что вот они делятся определёнными богатствами, в том числе, может быть, с Церковью Святой, что они точно тем самым обеспечивают себе спасение – такие люди глубоко ошибаются. Господу и Святой Церкви не деньги нужны – самой главной и нужной жертвой для Бога является сердце человеческое, как это мы читаем в 50 псалме: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Вот что нужно Господу и Святой Церкви от каждого из нас.

Зачастую некоторые из нас этим богатством считают своё личное время: «Вот я, Господи, хожу в Церковь не просто еженедельно, а, может быть, даже несколько дней в неделю, я в предстоящий Великий пост постараюсь всю Первую седмицу, всю Страстную седмицу ходить в храм. Господи, может быть, я недалёк или, может быть, я недалека от праведности тем самым. Может быть, с моей стороны это и есть та самая нужная жертва, которая обеспечивает мне вхождение в Царствие Небесное». Так вот Господь на такие наши беседы с Ним и внутренние диалоги отвечает, что не в этом наше спасение, не в том, как часто мы входим в храм, а как наше сердце отзывается на призыв Божий, вот что главное Господу. И, может быть, человек однажды пришёл в храм, но с таким сердечным раскаянием, с такими внутренними слезами ко Господу, с таким желанием исправить свою жизнь, исправить свои личные взаимоотношения с самыми родными и близкими, чем-то помочь окружающим людям. И такая молитва, как мы знаем, Богом принимается лучше, как и у того самого мытаря Закхея, как и у того мытаря, о котором мы будем с вами говорить в первую подготовительную Неделю Великого поста, Неделю о мытаре и фарисее. И этот мытарь Закхей также был спасён Господом.

Почему евангелист Лука называет имя этого человека, может быть, неблагочестивого? Да потому что в дальнейшем этот человек прославил Господа, причём сделал это деятельно. Много десятилетий после того Закхей служил Христу и Святой Церкви, став первым епископом Кесарии. Вот такого рода покаяние перед Богом грешного человека является деятельным подтверждением тому, как однажды, встретив Господа, он всё, этот человек, изменил в своей жизни. Он не просто раздал имущество тем, кого обидел, он изменил свой образ жизни, он себя всего отдал Господу. Поэтому Господу нужны не наша какая-то часть, а весь человек со всем его внутренним состоянием. Мы говорим: «Господи, вот эту часть своей личной жизни отдаю тебе, а вот эту часть жизни отдаю второму человеку, а какую-то ещё часть третьему человеку». Но мы всю нашу жизнь, всё наше сердце должны отдать Господу, всего себя. И в этом подлинная жертва будет наша.

Поэтому, дорогие мои, для нас очень назидателен пример мытаря Закхея. И пусть наша трусость перед Богом, трусость в духовной жизни обличает нас, охлаждает наше заблуждение о том, что мы добродетельны перед Богом. Пусть примеры святителя Закхея, епископа Кесарии, пусть примеры других великих подвижников Божиих, ставших великими не потому, что они добродетельно проводили всю жизнь, а потому, что они были способны к покаянию, которое есть деятельное изменение всего внутреннего человека. Пусть эти примеры послужат нам тому, что и мы с вами, насколько бы греховными мы ни были, насколько бы мы не отстояли от Господа, подобно этому мытарю Закхею, мы всегда имеем право и благодатную возможность быть встреченными Господом, мы всегда имеем возможность услышать в свой адрес от Господа слова, Который бы называл наше имя, говоря: «Прийди ко Мне», как Он говорит каждому из нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11. 28). Этот голос обращён к каждому из нас.

Поэтому будем стремиться к тому, чтобы Господь назвал наше имя, чтобы Господь позвал нас к себе. И тогда в нашем доме, в нашей жизни наступит спасение.

Аминь

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, в день иконы Божией Матери «Взыскание погибших»