Слово митрополита Исидора в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество ПравославияСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 24 марта 2024 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы отмечаем Торжество Православия, которое было установлено Святой Церковью в VIII веке, когда была побеждена ересь иконоборчества и тем самым завершено богословское учение о Лицах Святой Троицы: о Боге Отце, Боге Сыне, Господе нашем Иисусе Христе и о Боге Духе Святом, Троице единосущной и нераздельной, Единице троичной в Лицах.
Это учение о Боге, мире и человеке утвердилось через победу в борьбе над иконоборчеством, которое более сотни лет беспокоило Церковь. И было много противников почитания икон, причём эти противники были даже в лице императоров и иерархов Церкви. Но Господь, Который является Главой Церкви, не допустил того, чтобы Церковь разрушилась изнутри. Произошла победа, победа истины над ложью, правды Божией над неправдой. И какие бы силы не были бы задействованы над тем, чтобы утвердить то или иное ложное учение или мнение, эта сила человеческая не была способна преодолеть силу Божию, потому что Бог не в силе, а Бог в правде. Это очень важно уяснить нам на путях нашей духовной жизни.
Это Торжество Православия, которое тогда было установлено в Древней Церкви, не завершило существование ересей и расколов – они продолжали быть и продолжают быть до сего дня. Но эти продолжающиеся человеческие разделения и заблуждения не могут изменить Божественную истину, которая бывает неизменна, носителями которой являются верные чада Церкви Христовой. Поэтому мы и отмечаем Торжество Православия, которое является универсальной правдой, именем которой является Сам Господь. А что может быть более неизменным, чем Сам Господь, чем вера в Него? И этой вере следовали святые апостолы, этой вере следовали мужи апостольские, первые мученики Христовы, святители Божии, преподобные, все те, кто принадлежал истине, кто считал необходимым своей жизнью, своим словом, мыслями и чувствами разделять истину, имя которой Иисус Христос.
Поэтому для нас с вами очень важно осмыслять то, что Господь является подлинным победителем в жизни самой, победителем над всякой ересью, над всяким человеческим разделением. Он, пришедший в мир, чтобы спасти человека от греха, совершил эту победу и возглавил всех тех, кто считает своим долгом разделить эту победу Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому всякий святой угодник Божий, всякий человек, стремящийся следовать истине и правде Божией, разделяет с Богом Его победу, является соучастником этой победы, поскольку и в себе самом, в своей жизни, в своём уме, в своих поступках, делах, он являет победу Христа над грехом, над диаволом.
Поэтому служители Божии, все те великие угодники Божии, которых мы сегодня вспоминаем, это служители победы Христовой. Чем же они побеждали грех и зло? Самим Господом, Которого приобретали в сердце своём, Которому следовали в жизни. Сам Господь благодатью Своей укреплял всякого человека, стремящегося к Нему и всякого человека, ныне стремящегося, Господь укрепляет Своей благодатью. Поэтому у нас с вами те же возможности, что у святых угодников Божиих: возможность следовать за истиной, исповедовать её своим образом жизни в своих делах, поступках, своим отношением к ближним, к Отечеству. И во всём этом нам дают яркий пример святые угодники Божии, в том числе Собор Смоленских святых – это и святитель Игнатий, святитель Михаил, святитель Симеон, это преподобный Авраамий, Ефрем, преподобный Герасим, Аркадий, это великий князь Ростислав, его дети, это и князь Андрей Смоленский и прочие смоленские чудотворцы. В этом числе и священномученики, новомученики земли Смоленской: священномученик Серафим, архиепископ Смоленский, это и мученик Меркурий и все угодники Божии.
Поэтому, дорогие братья сестры, мы, прошедшие первую седмицу Великого поста и отмечающие сегодня Торжество Православия, должны ясно осознавать, уяснить для себя, что и мы призваны к тому, чтобы разделить победу со Христом, мы призваны к тому, чтобы являть собой эту победу. Победу над грехом в личной жизни, победу над грехом в жизни семейной, чтобы никаких разделений в семье между мужем и женой не было, чтобы дети достойным образом воспитывались в вере православной, в которой нам утверждение, чтобы дети знали свои духовные и национальные традиции, чтобы дети приучались к любви к Отечеству.
А как мы можем приучить, дорогие мои, наших детей к любви к Отечеству, если мы в нашей семейной жизни не являем эту любовь, и Бог знает, какие разговоры ведём в наших семьях, так что дети слышат эти разговоры? А направляем ли мы стопы наши в храм Божий тогда, когда к этому есть возможность или в воскресный день? Всё это видят наши дети: они видят наше равнодушие к Богу и к своей личной духовной жизни, они видят нашу безучастность к жизни других людей и поражаются грехом. И потом нам бывает только стыдно за них, к сожалению, поскольку понимаем, что это мы не принимаем участие в воспитании наших детей, это мы виноваты в том, что они не делают того, что нам хотелось, чтобы они делали доброе.
Поэтому многое зависит от нашего с вами воспитания. Ответственность за воспитание лежит не только на родителях, но и на представителях старшего поколения: на бабушках и дедушках, которые имеют большую возможность к тому, чтобы являть собою личное нравственное, духовное благочестие, но, к сожалению, не делают этого. Этот храм так же, как и иные храмы нашей Святой Руси, сейчас в большей степени должен быть наполнен нашими стариками, бабушками и дедушками, потому что именно им Господь поручил молиться за своих детей, за внуков, за правду. Именно им Господь определил время до конца своей жизни для того, чтобы они обратили его во время покаяния, время милосердия. Но, к сожалению, мы не видим сегодня в наших храмах людей старшего поколения. Не хотелось бы думать, что они духовно безразличны к судьбе своего рода, к судьбе нашего Отечества.
Когда мы говорим с вами, что мы любим, мы должны всегда задавать вопрос: «А что является деятельным подтверждением этой любви, любим ли мы так Бога и ближних, и Отечество, как любили, любят его святые угодники Божии? Любим ли мы Отечество, как любят его сейчас те солдаты, которые в окопе, в сырости, в грязи защищают наше Отечество и сравнивают свою деятельную любовь и своё самоотвержение с тем, что происходит в нашей бытовой жизни, совершенно далёкой от всякой любви к ближнему и к Отечеству?».
Поэтому сегодняшний день Торжества Православия это очень хороший повод сравнить нам наш личный образ жизни с тем, что мы могли бы являть собой во Христе. Нам всем должно быть стыдно, стыдно от того, что мы не являем это соответствие той любви, которую Господь проявляет нам. Мы не отвечаем Ему взаимно на Его Божественную Любовь. Он нам прощает наши грехи в Таинстве Исповеди, Он нас вновь и вновь возвращает в духовное пространство, пространство Церкви Божией, но мы, к сожалению, бываем неблагодарны Ему за это. Мы бываем Ему неблагодарны за те милости, которые Он даёт нам в течение жизни, а ведь жизнь это уже и есть дар Божий. Поэтому, просыпаясь утром, мы должны благодарить Бога за то, что нам вручен этот день, вручен для того, чтобы мы явили собой образ Божий, деятельно подтвердили своё отношение к Богу, ближним, Отечеству.
Дорогие мои, сегодня отмечаем Торжество Православия, этот древний церковный праздник и понимаем, что мы всему этому не соответствуем, что и мы с вами являемся причинами того, что в нашей жизни, в нашем обществе происходит разделение, войны, террористические акты – всему этому виной являемся и все мы – каждый из нас, к сожалению, может вносить в это свою недобрую лепту.
Так изменим свой образ жизни, услышим призыв Господа, который обращён к нам через апостольские послания сегодня слышимые. Имея такой сонм угодников Божиих, будем стараться бороться с тем грехом, который пытается поразить нас, для того, чтобы нам явиться в славе Божией, для того, чтобы нам разделить победу Христа, победившего грех. И пусть сегодняшний праздник и те труды великих угодников Божьих, которые полагали жизнь свою за чистоту вероучения Церкви, за чистоту духовной жизни, за подвиг любви к Богу, ближнему и к Отечеству, пусть они будут для нас примером для подражания, а мы бы с вами неленностно проходили дни Великого поста, боролись бы с грехом и являли собой победу Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.