Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы,
архиепископа ФессалоникийскогоСвято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 31 марта 2024 г.Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Неизменно второй воскресный день Великого поста отмечен днём памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который изложил нам православное учение о спасении. Он прямо указал, что целью нашей духовной жизни является обожение, цель нашей жизни – стяжание благодати Святого Духа.
И нам, людям, совершающим это многотрудное поприще Великого поста, назидательны поучения святителя Григория, поскольку они касаются не столько нашего с вами подвига как такового, который заключается в наших коленопреклонениях, воздержании от скоромной пищи, понуждений себя к доброделанию. Святитель Григорий напоминает нам о том, что всё это лишь малая часть, которая связана с нашим спасением, поскольку большая часть достигается благодатью Божией. И мы с вами призваны к тому, чтобы нашими коленопреклонениями и воздержаниями привлечь в своё сердце благодать Божию. А как мы с вами знаем из Священного Писания, благодать не войдёт в злую душу и там, где сердце не приготовлено к восприятию Божественной благодати, там Господь не будет пребывать во всей Своей полноте. Неподготовленному человеку трудно нести достойно этот дар Божий, коим является благодать Божия. Этот дар, имя которому – Сам Господь наш Иисус Христос, принимается человеком в сердце, и Господь пребывает в таком человеке.
Но мы, к сожалению, в нашей духовной жизни часто отгоняем благодать Божию от себя, тем самым мы отвергаем себя от Церкви Божией, поскольку это есть тождественные понятия. Благодать Божия, которую Господь даёт нам и наше пребывание в Церкви это одно и то же. Отвергаемся от благодати, не желаем жить по заповедям Божиим, совершаем злые дела, значит себя отвергаем от Церкви Божией. И каждый раз, когда мы приходим и сокрушаемся в наших грехах перед Богом, то слышим над нами разрешительную молитву священника, в которой звучат слова: «Примири и соедини его святей Твоей Церкви». Таким образом в том Таинстве, которое Господь вручил Церкви через духовенство, Господь возвращает нас в пространство жизни Церкви. Церковь – это там, где её Глава Пастыреначальник Иисус, а там, где нет Христа, там нет Церкви.
Святитель Григорий Палама ясно говорит о том, каким же образом нам стяжать благодать Святого Духа. И начальным этапом, конечно, является наше покаяние перед Богом, как первый шаг навстречу Богу. Но и вторым, может быть, самым главным инструментом, который Господь даровал нам, является молитва. Именно молитва – то оружие, которым мы препобеждаем всякий грех, стремящийся укорениться в нашем сердце, оружие, с которым мы распознаем лукавство диавола, обращённое к тому, чтобы погубить нашу жизнь, чтобы отвлекать нас от Бога. Молитва – это та сила, которая способна возводить нас в Царство Божие.
Учению о молитве святитель Григорий Палама посвятил очень много своих трудов, в том числе трудов полемических в защиту священнобезмолвствующих афонских старцев, которые неленностно стяжали молитвы Богу и стяжали молитву непрестанную. Святитель Григорий обращает наше внимание, что молитва есть не только совершение ежедневного молитвенного правила утренних и вечерних молитв, и, может быть, тогда, когда нам представляется нужным в совершении молитв по необходимости. Как об этот пишет святитель Григорий, нам необходимо совершать молитву непрестанно. Скажете вы: это невозможно. Каким образом я, даже находясь в храме, сейчас борюсь со своими помыслами, которые всё время меня отвлекают от богослужения, тех высоких духовных смыслов, которые Господь предлагает через чтение Священного Писания, через тексты священных молитвословий, канонов, как же я буду совершать молитву в это время? Я тогда не смогу ни работать, ни есть, ни пить, ни исполнять свои семейные обязанности или обязанности, связанные со своим служением, в том числе воинским служением. Ведь невозможно молиться и делать что-то иное.
И вот святитель Григорий Палама, опираясь на опыт афонских делателей молитвы, убеждает нас в том, что молитва как раз легко сопрягается с трудом, но только тем трудом, который направлен во славу Божию, на благо ближних и себя самого. Когда труд направлен на благо, тогда и молитва очень легко сопрягается с таким трудом. Это очень хорошо знают те военнослужащие, которые сейчас на передовой защищают наше Отечество, которые не произносят многих заученных молитв, а при этом, может быть, даже знают молитвы в той мере, как знаем мы, стоящие в храме. Но они точно знают, что два слова: «Господи помилуй», способны сосредоточить ум, способны во многом укрепить душевно и духовно, помочь в самых трудных обстоятельствах.
Поэтому святитель Григорий Палама настаивал на том, чтобы всякий христианин непременным образом совершал молитвословие всё время. Это состояние называется хождением перед Богом. Как Иов Многострадальный, как об этом свидетельствует Священное Писание, всё время ходил перед Богом. Что это означает? Для нашего духовного состояния это означает постоянное бодрствование. А бодрствование духовное означает всегдашнюю способность видеть в отношении себя зрение Божие. Это способность того, что наш ум и наше сердце распознают всегдашнее Божие смотрение на нас, когда мы видим перед собой все время грозного Судью Бога, оценивающего и наши мысли, и чувства, и поступки наши. Мы видим одновременно и милосердного Отца, Который прощает, не наказывая нас мгновенно, но ожидая от нас покаяния. Это очень трудный подвиг к тому, чтобы приобрести вот это духовное зрение и способность всё время ощущать на себе взгляд Божий. Это требует от нас самоотвержения, сосредоточения, определённого образа жизни, который никак не связан с теми греховными привычками, которые бывают в нас.
Поэтому, дорогие мои, для того, чтобы нам стяжать непрестанную молитву требуются усилия, но прежде этих усилий требуется наше покаяние. И тогда благодать Божия постепенно, не сразу, будет укреплять наше сердце, будет способствовать нашему духовному восхождению, от степени к степени. И тогда, может быть, потребуются не просто годы, а десятилетия, но таким образом наш дух укрепится в непременном делании, подобно тому, как офицерами не сразу становятся солдаты, а они проходят долгие годы служения, переходя от степени к степени. И только лишь потом, когда они бывают способными к более высокому, ответственному служению, от которого зависит судьба и жизнь окружающих людей, именно тогда их ставят на более высокое воинское звание. Так и в духовной жизни ничего не бывает просто так и мы не бываем способны мгновенно стяжать видение Бога и непрестанную молитву. Для этого требуется очень много трудов, требуется действие и врачевание нас благодатью Божией.
Поэтому, дорогие братья и сестры, в дни Великого поста Святая Церковь устами святителя Григория Паламы напоминает нам о том, что целями, смыслами нашего пребывания в храме здесь и сейчас, нашего христианского подвига вне пределов храма, является стяжание благодати Святого Духа. Поэтому, услышав этот Голос Божий, будем непрестанно молиться о том, чтобы Господь даровал нам не только блага земные, которые Господь даст, если мы будем стремиться к Нему, если мы будем заботиться о духовном – Господь даст нам необходимое материальное. Именно об этом говорит Господь в Евангелии, об этом нам напоминает святитель Григорий Палама, память которого мы сегодня отмечаем.
Этот великий угодник Божий совершал свой подвиг в XIV веке, он современник преподобного Сергия, игумена Радонежского. Это святитель Божий, который был архиепископом города Фессалоники, это человек, который участвовал в Соборах святых отцов, которые утвердили учение о Нетварном Божественном Свете, коим является Фаворский Свет. Этот великий церковный учёный и деятель защитил подвиги афонского монашества, которые связаны с деланием Иисусовой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Она, по убеждению этого великого отца Церкви, является той молитвой, которая заменяет даже молитву богослужения, но не отменяет её. А в то время, когда мы не бываем в храме и обстоятельства заставляют нас быть вне богослужения, то всегда в сердце нашем и умом нашим, устами нашими может произноситься Иисусова молитва, которая во многом защищает нас от тех мыслей, чувств и поступков, которые отвлекают нас от Бога.
К такой практике стяжания Иисусовой молитвы призывал нас святитель Григорий Палама. И древние, и новые старцы афонские очень хорошо знают это учение, во многом используют те рекомендации к стяжанию Иисусовой молитвы, которые сформулировал в XIV веке святитель Григорий Палама. И мы с вами, опираясь на опыт русских святых, восприемников Божественной благодати, древних святых отцов, в том числе преподобного Серафима Саровского, лицо которого было освещаемо Нетварным Божественным Cветом благодати Божией, мы очень хорошо знаем, как эти великие угодники Божии стремились стяжать Иисусову молитву.
В продолжение дней Великого поста мы с вами можем использовать этот Богом данный инструмент для того, чтобы стремиться к духовному трезвению, чтобы нам бодрствовать духовно даже тогда, когда мы спим, ведь Иисусова молитва, когда её стяжают люди духовно просвещённые, непрестанно совершается сама в сердце человеческом. И поскольку она совершается сама, то человек уже твёрдо опирается на этот Богом данный непрестанный духовный дар для того, чтобы поверять каждое мгновение своей жизни с Промыслом Божиим.
Но это духовные высоты, а для нас с вами очень важно постигать на начальном этапе необходимость нашего покаяния, необходимость нашего доброделания, духовного прозрения, которые являются фундаментом, а инструментом является молитва. И как говорил преподобный Исаак Сирин, молитва подобна крыльям птицы, которые возводят нас в Царствие Божие. Так будем же, дорогие мои, находясь в храме сейчас и выйдя из храма, совершая свой гражданский, человеческий подвиг вне пределов храма, непрестанно стремиться к молитве, к бодрствованию, к доброделанию, чтобы нам по молитвам святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, достичь Царствия Небесного.
Аминь.