Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную,
в великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещенский храм,
г. Смоленск, 7 апреля 2024 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Так Господь положил, что в этот воскресный день мы с вами отмечаем Благовещение Пресвятой Богородицы, да и помимо этого начинается Неделя Крестопоклонная. Поэтому сегодня Крестобогородичный праздник, который усугубляется событием Воскресения Христова. Это чрезвычайно важно для нашего с вами осмысления. И, конечно же, все мы духовно пребываем там, где архангел Гавриил возвещает Деве о событии пришествия в мир Спасителя. И наше сердце, наш ум удивляются тому глубочайшему смирению и тому добровольному, мгновенному приятию этого известия, которое было проявлено Преблагословенной Девой. Ни тени смущений, ни сомнений, никаких лишних вопросов, кроме того, что Она задала: «ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). Но архангел Гавриил поясняет Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Так что сам архангел Гавриил возвещает ей о сверхъестественном зачатии, которое несопоставимо со всем тем, что происходит в естественном мире. Сам Господь найдет на Божию Матерь таким образом, что она станет Матерью Бога, при этом оставаясь Девой. Это немыслимо, это невозможно постичь даже ангелам.

Архангел Гавриил возвестил Ей, что произойдёт с Ней и помимо этого и то, что произошло с Её близкой родственницей Елисаветой, которая уже как 6 месяцев носит в чреве ребёнка. Чудо, которое произошло с Захарией и Елисаветой в старости их, непосредственным образом будет связано с самим пришествием Господа в мир, поскольку родится от Елисаветы Предтеча и Креститель Господень Иоанн, который возвестит миру о пришествии в мир Спасителя. Поэтому у Бога нет ничего случайного и более того, архангел Гавриил говорит, что «Не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лк. 1, 37). По-русски эта фраза на церковнославянском языке звучит так, что не останется бессильным у Бога всякое произнесённое Им слово. Как важно для нас с вами понимать всю силу той духовной мощи, которая возвещается через архангела Гавриила и нам с вами. И эти слова уже относятся к нашему с вами спасению: не останется без силы у Бога любое Им, Богом, произнесённое слово.

Священномученик Григорий (Лебедев) в толковании этого места 1 главы Евангелия от Луки обращает наше внимание на те глубокие смыслы, которые здесь содержатся, говоря о том, что совершенное чудо с Отроковицей, Преблагословенной Девой является, в том числе, плодом её искренней, горячей веры в Бога. «При очень глубокой вере и духовности души человек находит эту опору в себе самом, и Божия сила открывается ему чрез Царство Божие, которое «внутри есть» души. А когда в человеке мало веры и духовность души низка, тогда человек ищет Божию силу как опору для себя вне себя, в событиях и явлениях окружающего. Тогда человек хочет, чтобы Бог наглядно являл ему Свое присутствие и свою великость постоянными знамениями и чудесами, которые и подкрепляли бы убежденность человека в том, что Бог есть, что Он всемогущ, всегда защитит правое дело и правого человека и оправдает истину Своих заповедей. …Следовательно, если желаешь ходить в вере Божией, то смиренно отдайся этой вере и прими все Божии обетования как самую очевидную реальность. И живи ими, и вдохновляйся ими как самыми убедительнейшими очевидностями, которые никогда не обманут, потому что они не продукт человеческой ограниченности, не человеческая фантазия, самообман, не измышление кривых путей, а Божие Откровение» (Сщмч. Григорий (Лебедев). Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки). И без этой веры в Бога, без постоянного хождения перед Лицем Божиим, невозможно было совершение этого чуда. Подобно этому происходит и в нашей с вами духовной жизни – невозможно совершение Божиего чуда, которое мы могли бы понести без того, чтобы в нас была горячая вера в Бога. Бог не входит в злохудожную душу, Бог не совершает чудо, где оно не принесёт духовную пользу человеку.

И священномученик Григорий обращает внимание на то, что наша с вами задача состоит в том, чтобы наша вера была внутренней, сердечной, не поверхностной. А это значит, что мы с вами эту силу веры в Бога обретаем не на внешних периметрах нашей духовной жизни, а в нашем внутреннем состоянии, когда всё время обращаемся к нашему сердцу, к нашему уму, когда мы противостоим своему внутреннему ветхому человеку, как об этом говорит святой апостол Павел (см. Еф. 4, 24). Когда происходит нешуточная внутренняя духовная борьба со своими грехами и страстями, когда мы обретаем поддержку от Бога в глубине своего сердца, вот тогда наша вера не поверхностна, тогда она бывает крепкой. А там, где мы ищем веру вне пределов нашей личности, тогда это, как об этом говорит священномученик Григорий, показатель того, что наша вера поверхностна, она не глубинна, не проникла в наше сердце. Вот тогда бывает, что мы ищем внешних подтверждений нашей веры, мы всё время ищем от Бога чудес, мы требуем от Него, чтобы Он явил Своё присутствие в нашей жизни через какие-то внешние проявления. Это показатель поверхности нашей веры, а не глубинности её. Мы всё время жалуемся Богу на то, что у нас нет того или этого, мы скорбим, не понимая, что эта внешняя скорбь является признаком нашего безверия, мы все время ропщем, обращаясь в наших молитвах к Богу. И это всё должно быть изъято на тех путях нашего духовного делания, которое совершаем мы. Мы должны всё время работать над состоянием нашего с вами духовного сердца, всё время обращать внимание на голос своей совести, искать те или иные причины тех зол и обстоятельств, которые происходят с нами. Не во внешних обстоятельствах, а всё время искать этой причиной самого себя: почему, Господи, то или иное зло происходит именно со мной, что сделал я не так, какие мои мысли, чувства, поступки стали причиной этого испытания, которое ты, Господи, Своим промыслом подаёшь мне?

Поэтому очень важно, дорогие мои, по слову царя Псалмопевца Давида из 36 псалма, чтобы мы вместе с псалмопевцем повторяли: «Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь» (Пс. 36, 34). И эти слова указывают нам на то, что путь нашей духовной жизни – это непременное крестоношение. И Господь обращается к каждому из нас, ко всякому человека, который желает жить на этой земле во все времена: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 29-30).

Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня, когда мы всеми нашими мыслями, чувствами обращаемся к Образу Царицы Небесной, Которая крепостью Своей веры, Своей бесконечной любовью к Богу, стала орудием в руках Божиих и основанием, мостом, причиной Божественного воплощения, постараемся и мы сделать так, чтобы на путях нашей жизни мы стали орудием Божиим. Чтобы через него Господь Своею благодатью подавал бы окружающему миру, всем людям мир и благословение, чтобы Господь через нас с вами являл ту Божественную мощь, которая свидетельствует о правде Божией, той правде, которая, в том числе, обличает мир во грехе. Без того, чтобы через нас действовала благодать, мир бы уже давно погиб в безнравственности, в духовном разложении, безверии, без любви к окружающим людям.

Поэтому мы с вами, подобно тому, как Царица Небесная стала этим орудием Божиим, должны послужить Богу, каждый на своём жизненном пути. Врач должен добросовестно исполнять обязанности врача, педагог должен учить о нравственности, о духовно патриотических основах бытия нашего российского общества. Военнослужащий, сотрудник полиции должен являть собой силу закона, который пресекает зло, действующее в этом мире. И так в каждой из профессий. А люди старшего поколения, которые уже совершили свои трудовые подвиги, должны приступить к подвигам духовным, совершая молитвословие, не ленясь совершать молитвенное правило, не ленясь приходить в храмы Божии для того, чтобы возносить свои молитвы о Главе нашего государства Владимире Владимировиче Путине, об Отечестве нашем, о властях, о воинстве нашем, о тех военнослужащих, которые ждут от нас молитвы, находясь в окопах. Вот задача старшего поколения – не лениться совершать молитвы.

И сейчас, на этой предстоящей седмице Крестопоклонной Недели, будем преклонять колени нашего сердца для того, чтобы просить Бога укрепить нас на путях духовного делания, чтобы Он, Господь, силой Честнаго и Животворящего Креста, покрыл бы нас от всякого зла, укрепил нас в нашем духовном крестоношении, явил бы Собой ту силу, которую Он являет во всяком верном себе чаде. Пусть сегодняшний праздник Благовещения, пусть Неделя Крестопоклонная, укрепят нас в середине Великого поста, в который мы вступили для того, чтобы и нам с вами достойным образом подойти к празднованию Входа Господня в Иерусалим и Страстной седмицы – тех дней страданий, которые для нас с вами являются напоминанием и поводом для нашего внутреннего духовного переживания тех глубочайших высочайших смыслов, которые Господь принёс для каждого из нас. Для того, чтобы и нам с вами, подобно святым апостолам, подобно Царице Небесной, спастись и достичь Царствия Небесного.

Аминь

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы